Итак, тема с новой транспортной реформой начала новый виток информационного противостояния, подброшу и я дровишек.
Итак, я, продолжая быть дотошным гуманитарием, постарался разобрать пару доводов молодых урбанистов, а именно:
#пересадки
1. Ездить с пересадками быстрее и удобнее
Откроем свежий учебник по урбанистике:
«Проектирование и оценка транспортной сети и маршрутной системы в городах»; УрФУ, Л.В. Булавина, 2014 год, Екатеринбург.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29015/1/978-5-7996-1184-2_2014.pdfВ этой работе, на странице 24 автор учебно-методического пособия для ВУЗов пишет:
«Маршрутная система должна отвечать следующим требованиям:
- способствовать беспересадочной связи района проживания со всеми основными фокусами тяготения населения;
- обеспечивать наименьшую пересадочность сообщений, основные фокусы тяготения должны иметь беспересадочную связь с центром города, объектами внешнего транспортного узла и, по возможности, между собой».
Странный какой-то специалист, да? Может она и не специалист? Проверим другие источники.
Итак, смотрим «Рекомендации по модернизации транспортной системы городов», Российская академия архитектуры и строительных наук, ЦНИИП градостроительства, 2008 год, Москва:
«Необходимо не только обеспечить …но и комфортные условия перевозок пассажиров (доступность систем скоростного транспорта, увеличение доли беспересадочных поездок, сокращение затрат времени, безопасность поездок)».
К слову, скоростной транспорт - это и есть маршрутные такси, которые сокращают.
http://www.gosthelp.ru/text/MDS3022008Rekomendaciipom.html Интересно, почему все говорят о том, что количество беспересадочных маршрутов при модернизации транспортной системы должно только увеличиваться?
Неужели мне не кажется, что беспересадочные маршруты удобнее? Неужели специалисты говорят о том же самом?
В дополнение темы с пересадками старый, но действующий до сих пор документ:
"Рекомендации по разработке комплексных транспортных схем для крупных городов", Москва, Стройиздат, 1983.
Почитаем?
Вот что писали специалисты ещё в 1983 году (возможно, для молодых урбанистов это будет открытием в 2017):
«Часто бывает, что из-за недостаточно продуманного назначения скоростей по видам транспорта, накладных расходов времени на подход и пересадку, распределение пассажиропотоков по видам транспорта получается нелогичным. Рекомендуется в процессе предварительных расчетов, варьируя соотношением скоростей на различных видах транспорта и накладными расходами, получить логически непротиворечивые результаты».
При этом важный момент:
«Для оценки работы массового общественного транспорта целесообразно выполнять расчет на зимние сутки года при минимальной работе легкового автотранспорта».
Документ просто огромный, и, читая его, волосы реально встают дыбом от такого количества требований и параметров, которые надо учитывать (а
не только изохроны, как в нашем случае).
А ещё мне очень понравилось это утверждение из Рекомендаций: "Изменения в трассировке линий автобуса или замена маршрута автобуса маршрутом троллейбуса не могут считаться вариантами развития сети массового транспорта".
http://meganorm.ru/Data2/1/4293804/4293804014.htm #РыдалЪ.
Следующая проблема: общественный транспорт дотационный.
Министерством транспорта Российской Федерации подтверждается проблема организации общественного транспорта в целом по стране, при этом делается акцент на причинах всего этого, прочите вдумчиво:
«Не предусмотрены механизмы формирования на городском пассажирском транспорте муниципальных заказов и конкурентной среды, в том числе конкурсный доступ частных перевозчиков на городскую маршрутную сеть. Отсутствует мотивация снижения затрат на перевозки пассажиров в муниципальном секторе. Не отработаны методы объективной (нормативной) оценки потребных операционных расходов транспортных предприятий для выполнения заказов на пассажирские перевозки.»
www.mintrans.ru/upload/iblock/e44/справка.doc
А в дополнение к отсутствию мотивации на снижение затрат - вот вам маленький пример того самого ЕТТУ, которое и стало заказчиком разработки новой транспортной схемы:
«Судом установлено, что в период с сентября 2010 года по август 2012 года Александр Мирошник, будучи директором ЕМУП «ТТУ», закупил у ЗАО «ТК Травт» трамвайные вагоны на сумму свыше 18 миллионов рублей, - сообщили в облпрокуратуре. - При этом судом установлено, что имелась реальная возможность приобрести те же самые трамваи у другой компании по цене порядка 3 миллионов рублей».
http://www.oblgazeta.ru/news/8931/ Не буду развивать тему с рекламным бизнесом на бортах общественного транспорта, зачем бередить старые раны…
А что в итоге, спросите вы, какой вывод?
Не знаю, судя по серьёзному настрою мэрии, схему всё таки хотят внедрить. И наверное внедрят.
А горожане будут считать накладные расходы (временные и финансовые) на пересадки и пересаживаться на такси, тем самым ещё больше снижая рентабельность общественного транспорта.
Небольшая иллюстрация к теме выделения отдельных полос для автобусов в рамках новой схемы - вот, сфоткали на днях проспект Ленина.
Ну просто песня, да ведь?
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1026597474111357&set=a.118506804920433.16682.100002833437875&type=3