Любопытно наблюдать за очередной предвыборной президентской гонкой в США.
Американская избирательная система имеет ряд своих отличительных особенностей, в том числе и от нашей, российской избирательной системы. Хотя появляется всё больше и больше общего, особенно в области PR-технологий.
Всё началось с конфуза. Когда Джордж Гэллап только начал разрабатывать свои методики социальных опросов по влиянию СМИ на обывателей, он провёл опрос: Кто будет голосовать за одного из очень богатых кандидатов в президенты. Это происходило 120 лет назад. Опрос проводился методом телефонного интервью. Выяснялось по итогам интервью, что за этого кандидата-миллиардера проголосуют чуть ли ни 90% американцев. На самих выборах же она набрал 1,5-2 %. Когда начали разбор полётов, поняли первую ошибку соцопросов. Телефоны в то время стояли только у таких же богачей, каким был сам кандидат. И, естественно, они горячо и всецело поддерживали своего. Выборка была, что сейчас называется, нерепрезентативной. Большинство американцев проголосовали иначе.
Был ещё один интересный случай. Он связан с великим американским президентом Теодором Рузвельтом. По времени это было ближе к нам. Тогда широкое распространение получило радиовещание. Рузвельт первый из кандидатов в президенты воспользовался этим носителем. И сделал это, надо сказать, очень удачно. Он раз в неделю по пятничным вечерам устраивал часовую беседу по радио, где затрагивал очень важные темы, отвечал на животрепещущие вопросы, заранее подобранные его помощниками... Беседовал Рузвельт как с хорошими друзьями. Спокойно, медленно... Он добился за счёт этого такой невиданной популярности, что за него в едином порыве проголосовала вся Америка. Много лет он и вся его семья оставались любимцами своей страны. Про него даже сложили ту самую легенду о том, как он подобрал маленького медвежонка от убитой в лесу медведицы. Этого медвежонка в честь него назвали Teddy. И по сей день мы знаем знаменитую игрушку Teddy Bear.
А потом, если смотреть на избирательные кампании дальнейших американских президентов, то становится совершенно очевиден эффект носителя. Президенты становятся после появления кинематографа более фото- и киногеничными. Вы посмотрите на лица всех последних президентов США, начиная с Кеннеди. Они словно Голливудские актёры. В сравнение не идут с президентами 150-летней давности - бородатые, волосатые, иногда жирные мужики. Чем больше развивается качество сигнала, картинки, тем красивее становятся президенты в США. Вплоть до того, что Рейган изначально был знаменитым голливудским актёром. Именно в силу своей внешности и образа плейбоя он добился такого ошеломляющего успеха.
Возвращаясь к политтехнологиям. В общем, в мире они сейчас идут по пути унификации. С поправкой на то или иное законодательство в области избирательных коммуникаций. Большой разницы по работе технологов в Штатах или в России уже незаметно. Все уделяют огромное внимание продвижению в Интернете для всех возрастных групп. И те, и другие на первое место ставят ТВ. В Америке очень распространены телевизионные дебаты, но и нам от них никуда не деться. Большие плакаты с изображением кандидата, конечно. Особенной популярностью в Америке пользуются личные встречи кандидатов с избирателями. Золотое правило: рукопожатие дорогого стоит. Почти все, кто пожал руку кандидату, на выборах потом голосуют за него.
PR-компании, ведущие кандидатов в США (а там при двухпартийной системе соревнуются два основные кандидата), имеют огромный опыт. И оценка их работы - это количество голосов, отданных за их кандидата и его соперника. Для такой огромной страны как США (где проживают сегодня более 300 млн. человек) разница между двумя кандидатами, которая исчисляется в 100, а то и в 50 тысячах голосов, очень показательна. И сравнима со статистической погрешностью. Она говорит о том, что обе команды не сделали ни одной ошибки. Это значит, что оба штаба сработали так блестяще, что забрали ровно свою половину, на которую рассчитывали. Как правило, так и случается.
А проверка того, насколько честно прошли выборы, одна для всего мира. Это данные exit poll. Большинство людей, как правило, абсолютно честно сообщают о тех, за кого проголосовали. Если разница между данными exit poll и результатами невелика - скорее всего всё прошло чисто.
Ну и в наши дни. Нельзя не сказать о Дональде Трампе как кандидате в президенты США. В этом кроется какая-то мистическая загадка. Для меня роль участия Трампа (я подчёркиваю - именно роль и способ отбора голосов, но не образ) очень созвучна с ранним Жириновским. Ассоциации, пересечения есть, согласитесь. Это безусловно разные люди, с разными идеологиями, с разными посылами, но необычность в поведении, отличительность некая, ломание стереотипов схожи. Таким образом, функция Трампа ещё не до конца понятна. Но когда кампания закончится, мы сможем анализировать данные вопросы уже глубже.
Владимир Евстафьев специально для КМ
https://www.facebook.com/groups/kultminimum/permalink/1107131899345800/ Если есть вопросы, заходите по ссылке, обсудим.