Журналистика, в свое время, была оружием. Именно так. Журналист - мог оказывать реальное влияние на происходящее. И в ранних США, до создания огромных медиа-холдингов, когда СМИ не были связаны друг с другом, и в СССР, где пресса была для коррупционеров всей страны своего рода лупой, под которой они расползались горящими гусеницами (расползались, в основном, по судам и далее зонам).
Профессия журналиста была уважаемой, вспомните произведения Довлатова. Не с точки зрения дисидентства, а именно содержание (сейчас в кинотеатрах можно посмотреть
фильм Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи" по его книгам, рекомендую).
Что такое журналисты сейчас? Толпа, которая носится в поисках сенсации по городам и весям, их на массовых акциях бывает больше, чем демонстрантов. А уже после руководство, в строгом соответствии с установками и общей ситуацией (как бы чего не вышло), тщательно отбирает, что и как дать в эфир.
Чувствует ли представитель власти и бизнеса трепет, когда ему показывают журналистское удостоверение? Нет, если мы говорим о крупном бизнесе и чиновниках высшего эшелона. На уровне города/области и далее выше - все СМИ повязаны четкими договоренностями, без согласования - ни единого шанса на выход материала, каким бы резонансным он не был. Исключения составляют заказные материалы - эти реки помоев начинают литься перед каждыми выборами.
Если вы слышите фразы "независимый журналист" и "независимое СМИ" - смейтесь от души и радуйтесь. Вы нашли человека питающегося нектаром, подобно богам (ведь получая где-то зарплату он стал бы зависимым) или целое гнездо таких же, которым бесплатно оплачивается офис, зарплаты, налоги, эфирное время или услуги типографии. Вы верите в чудо? Нет? Вот и в независимую журналистику не стоит.
Последствия такой сложившейся ситуации куда более фатальны, чем кажется на первый взгляд:
- Попустительство, молчание. Тут все просто, если уважаемый человек в регионе обстряпывает делишки, то никто и никогда не узнает
об Иннопроме за 8,5 миллиардов вместо 2,5 в Свердловской области (если не ошибаюсь - детище губернатора Мишарина, который сейчас прекрасно работает в РЖД),
о туристическом кластере на Алтае за 11 миллиардов рублей, которого нет и чье руководство стабильно меняется каждый год, о
тур-поездке шести нижегородских чиновников на чартерном рейсе в Японию за десять миллионов бюджетных рублей, и т.д., нет конца такому болоту молчания в огромной стране.
- Выборы. В них побеждает тот, у кого больше денег и административного ресурса, без вариантов. Времена представителей трудовых коллективов во власти канули в лету. Теперь там у нас нет даже представителей общества, просто людей. Голосуют люди, которые смотрят ТВ и читают газеты. Не глянцевые и деловые журналы, а газеты. И на ТВ и в печатных СМИ сезон выборов - это "сенокос". Именно такой будет в 2016 году, черный пиар, плюс проплаченные материалы, плюс повышающие коэффициенты на политику. Расступись челядь, олигархи идут во власть, а за кого поставить галочку - вам покажут.
- Сокрытие преступлений. Тут все просто - заказные статьи, отбеливающие коррупционеров или просто власть-имущих преступников в глазах общественности. Череда фамилий и примеров тут бесконечна, даже
в деле убийцы-сынка олигарха и Карины Залесовой проскакивали такие заказные материалы.
И дело тут не в конкретных журналистах, а в системе в целом. Федеральные и региональные олигархи (как вариант - правительства города/области) содержат СМИ, те, в свою очередь, содержат журналистов и диктуют им "политику партии". И тема эта закрыта. Четвертая власть превратилась в прислугу первых трех.
От прежнего блеска профессии у нас остались лишь военные корреспонденты, которые своим героизмом поддерживают престиж журналистской работы в целом, и которые доказали, навеки вписав свои имена в народную память, что люди, готовые принести себя в жертву ради дела, ради журналистики, есть - очередь за системой.