Про Банк24ру (
http://www.bank24.ru) писал множество раз (
http://zergulio.livejournal.com/tag/Банк24ру), по сей день расчетный счет моего небольшого розничного магазина размещен у них (с привязанным терминалом), плюс бригада монтажников разъезжает с банковской картой привязанной к этому же счету (дабы исключить работу с наличными - постоянно закупаются расходники, запчасти, стройматериалы).
Вчера в личку прислали несколько писем с просьбой покарать Банк24ру, осмелившийся установить для физических лиц стоимость месячного обслуживания аж в 200 рублей. Волны срача захлестнули городские и банковские форумы, социальные сети.
Лично мне тут показалось интересным совсем другое. Смотрите, есть банк, который ради устойчивости и надежности своей бизнес-модели отказался от вкладов и кредитов. Развивается целенаправленно в сторону онлайн-сервисов и круглосуточного обслуживания, позиционирует себя как банк для бизнеса, присутствует в 22 городах и 17 регионах. В силу таких целей и задач - обладает одним из лучших интернет-банков.
Проще говоря, его целевая аудитория - это не частные лица, которым они даже кредиты/вклады перестали выдавать и брать. ЦА (целевая аудитория) банка - бизнес. И вот банк предложил частникам, если им уж так сильно нравится работать с их сервисами - либо платить 200 рублей в месяц, либо скооперироваться со знакомым предпринимателем - детально их предложение не изучал, не в нем суть.
Что мы видим странного в таком шаге банка? Да ничего. Ты - частное лицо, ты работаешь с банком, который заточен под юридические лица, то есть банку прибыли не приносишь, выбиваешься из его основной бизнес-модели. Но тебе нравится пользоваться удобными сервисами банка - теперь тебе предложили платить за них 200 рублей, или, если не хочешь платить - использовать другие варианты. Обычный тариф, обычная работа - скандал откуда, камрады?
А скандал - это и есть информационная атака, попытка неких третьих лиц спровоцировать отток клиентов 24ру, плюс максимально ударить по репутации, чтобы, по возможности, и клиентов-юрлиц тоже сорвать (хотя вряд ли). Все это проведено в удобный момент с минимальными затратами, силами десятка-другого интернет-комментаторов.
Атака удалась. Десять человек за день способны оставить многие тысячи комментариев, планирование тут минимально, главное - удобный момент. И он выбран. В итоге заурядный 200-рублевый тариф стал громким информационным поводом и скандалом.
Что должен сделать Банк24ру? Да ничего - работать как и раньше.
Что делать клиентам, поддавшимся истерии? Если сервисы банка нравятся - остаетесь и платите 200 рублей, плюс это для вас такой легкий бодрящий пинок в стиле "парень, тебе пора заняться таки бизнесом, вперед, к вершинам".
Что делать всем банкам в целом?
Выводы делать. В данном случае, термин "успешная информационная атака" для меня означает выход повестки в топ, понятно, что цели действа, такие как массовый исход клиентов банка не достигнут. Но те, кто нанес удар, несомненно повторят его, в том числе и по другим банковским учреждениям. Уж больно высок соблазн, силами десятка копеечных троллей и одного координатора нанести существенный репутационный и финансовый ущерб, раздуть скандал.
Вполне допускаю, что данная ситуация с Банк24ру войдет в портфолио некоей анонимной сейчас группы и, впоследствии, подобная услуга будет предлагаться на рынке. Информация - это то же оружие, причем одно из самых мощных. Противостояние таким атакам - тема будущего поста, тут надо серьезно и много думать, анализировать. Отчасти, одной из форм противостояния, могут стать материалы, подобные моему. Но тут, понятно, писать их должны специально обученные люди, а не левый блоггер вроде меня, случайно заглянувший в личку и сделавший пару выводов.
Такие вот мысли.