Подъем в 7.30. Пока Катя завтракала, я умылся и собрал рюкзак. И только потом стал завтракать сам. В начале девятого мы вышли из общаги и пошли к пристани, находившейся метрах в 100 от нее.
Там уже было человек 15, по всей видимости, тоже ожидающих утреннего рейса.
Когда приехал «Метеор», первыми запустили туристские группы, заранее забронировавшие места, далее - экскурсионные группы, не бронировавшие места, а потом уже остальных. На момент погрузки на пристани было уже довольно большое количество народу, что крайне затрудняло попытки вписаться на «Метеор» бесплатно или хотя бы дешевле.
Заплатив за двоих как и полагалось 500 рублей, мы прошли в салон, где Катя и просидела/проспала всю дорогу. Я же бросив рюкзак на свое место, убежал на открытую часть «Метеора», дабы наснимать как можно больше видов с домиками и островками. Все вокруг просто утопало в синем и зеленом цветах, а водная гладь образовывала почти идеально ровную поверхность - был штиль:
Непередаваемое спокойствие действовало на нервы, а тишина резала слух (если, конечно, абстрагироваться от шума двигателя «Метеора»):
Пролив, по которому мы плыли, звался незамысловато - Маркатсимансалми. По мере выхода из него в Ладожское озеро на пути встречалось все больше и больше живописных скалистых берегов и островов:
Как только все что связано с сушей осталось позади, я спустился в салон, сел на свое место и заснул. Проснулся уже на подъезде (подплыве?) к Валааму:
Первым делом, после схода на сушу, мы стали опрашивать пришвартованные суда на предмет уплытия в Питкяранту. Сотрудник одной из пришвартованных «Ракет» сказал, что туда ходит только катер «Вереск», да и то только 1 раз в месяц, а в последний раз он отчалил вчера… Мы, естественно, ему не особо поверили. Во-первых, потому что до Питкяранты расстояние почти такое же, как до Сортавалы - вряд ли суда курсируют туда так редко. А во-вторых, как показывает практика, чтобы собрать более-менее объективную и достоверную информацию в данных ситуациях нужно опросить человека 3-4, не меньше. Рядом с пассажирским находился грузовой причал, где как раз в это время происходила разгрузка баржи. Мы решили, что разгружаться она еще будет долго, и за это время мы успеем погулять по острову, после чего спросим у освободившихся рабочих о возможности уплытия на барже в Питкяранту. Нужно было где-то оставить большие рюкзаки. Мы это успешно осуществили в прихожей одного из помещений монастыря, с разрешения батюшки Александра. Батюшка предъявил претензии нашему внешнему виду, пришлось Кате надеть юбку, а мне вместо шорт - джинсы.
В моем атласе Карелии была отдельная карта Валаама. Хоть у карты и был неудобный масштаб, но зато были отмечены водный и пешеходный (которому мы и последовали) маршруты. Меня особо интересовало такое место, как гора Змеиная - единственное место, которое как я знал, имеет отношение к дохристианской эпохе Валаама. В далеком прошлом весь остров был местом поклонения языческим богам, а на горе Змеиной находился жертвенник главному божеству. На карте это место обозначено не было, и я спросил о нем у встреченного батюшки, который ткнул пальцем в карту и удалился по своим делам. В указанном месте мы обнаружили легендарную 260-летнюю (а может и старше) сосну, под которой художник Шишкин нарисовал свое бессмертное творение - этюд «Сосна на Валааме», один из восьми удостоенных в далеком 1858 году серебряной медали на какой-то выставке. Вот эта сосна:
В том месте был только холм, и ничего другого похожего на гору обнаружить не удалось, посему предполагаю что это и есть гора Змеиная:
Еще одним доказательством того, что это место - гора Змеиная, можно засчитать наличие неподалеку одного из многочисленных скитов (при христианизации культовые христианские постройки возводились на местах разрушенных языческих).
Рядом находился Скитский залив - где, судя по разбросанному на берегу мусору, регулярно купаются все желающие. Мы тоже были «желающими». Пока мы купались, к берегу пристал катер с пожилым мужчиной, двумя молодыми девушками и лодочником. Все они куда-то удалились, но вскоре вернулись, девушки уже были в купальниках и с полотенцами. Спросив у нас как вода (а вода была фантастическая!) одна из них начала купаться, а как только вторая подошла к кромке, из ее уст раздался визг - прямо у ее ног, средь камней плавало вот такое замечательное существо:
Таким образом, мы получили еще одно доказательство того, что находимся рядом с горой Змеиной!
Итак, купающаяся девушка боялась выйти из воды, а не купающаяся боялась в нее войти… Минут через 5 змея уплыла. Думаю, она испугалась девушек не меньше чем они ее.
Когда девушки удалились, мы немного перекусили и завели беседу с лодочником. Валера (так его звали) взялся помочь нам с судном на Питкяранту и, позвонив кому-то, сообщил, что завтра его приятель, возможно, соберется туда и за некоторую сумму захватит и нас. Мы не воодушевились этой новостью (так как непонятно о какой сумме шла речь, да и вообще это было не точно), но поблагодарили лодочника и пошли гулять дальше. Вместо джинс, я, конечно, снова одел шорты, ибо было довольно жарко.
Сначала у меня особого желания продолжать куда-то идти не было, но впоследствии о проделанном пути я не пожалел.
Судя по карте, далее на нашем пути должны были быть 3 моста. Вместо первого моста были просто крупные камни, накиданные на дно пересекаемой речки - пришлось снять обувь и помочить ноги. Уровень воды - по колено, чуть слева и справа от «моста» было уже по пояс. Перебираться нужно было осторожно - дабы не пораниться об острые каменья и не подскользнуться - при падении мало бы не показалось!
А вот и второй «мост» (вид сбоку):
Я перебежал по тонкому дереву, что на переднем плане, а Катя снова сняла обувь и перебралась «по-мокрому».
Тот же «мост» (вид сверху):
Вот уж не знаю, каким весом и чувством равновесия нужно обладать, дабы не упасть вниз.
Надпись на двери одного из скитов нас весьма повеселила:
А эта надпись заставила задуматься (хотя смысл написанного для меня стал очевиден очень давно)…
«Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустыню»
Одно из самых потрясающих мест Валаама, у Гефсиманского скита:
Мы стояли на вершине отвеснейшей скалы. Когда я глянул вниз, у меня закружилась голова, и я сначала присел, а потом медленно отполз назад… Высота была метров 40-45. Не для слабонервных…
Вдоволь нагулявшись, мы двинули обратно к монастырю. Разгрузка баржи все еще продолжалась, и заканчиваться не собиралась, один из рабочих посоветовал прийти часам к 9 вечера. В монастыре мы дождались батюшку Александра и спросили, можно ли на острове ставить палатки, и если нет, то где можно переночевать. К нашей радости, батюшка поведал нам о некоей спецстоянке для палаточников недалеко от Петровского мыса. Туда мы и пошли, опрашивая по пути встречных людей о местонахождении палаточного городка. Сразу по прибытию на место мы искупались в довольно холодной воде.
Затем выбрали место для стоянки и возвели палатку:
Как нам сказали другие палаточники, установка палатки в городке стоит 55 рублей, но если нас не застанет лесничий, ведущий здесь хозяйство и собирающий деньги, то можно и нахаляву.
Все было на высоком уровне - заготовлены дрова, установлены мусоросборники, построены туалеты и даже поставлены большие столы с кострищами и скамьями:
После ужина мы решили еще разок дойти до баржи. Как раз к оговоренным 21.00. На пристани ничего не изменилось и не прояснилось, пришлось, прогулявшись до Игуменского кладбища возвращаться к палатке. Через 10 минут после нашего возвращения приехал на велосипеде лесничий и стал осматривать городок на предмет появления новых палаток. Мы отдали ему 110 рублей (за 2 дня) - за такой сервис денег было совсем не жалко! А вот платить гораздо более крупную сумму за сон в какой-нибудь пафосной гостинице было бы жалко, при том, что можно спать под открытым небом и получать огромные порции позитива от созерцания попросту неописуемых видов и от практически полного единения с природой.
Купание, кофе, чай, сон.