«Язык должен быть современным, а ценности - традиционными»
Ксения Кузнецова
По случаю открытия в Екатеринбурге отделения представительства «Русского художественного союза» в город приехал бывший генеральный директор национальной театральной премии «Золотая маска», создатель театра «Практика» и Московского пасхального фестиваля Эдуард БОЯКОВ. «ОГ» не упустила возможности поговорить с одним из самых успешных продюсеров страны.
Собрать воедино русский театр
- Эдуард Владиславович, поскольку вы долго являлись директором главной театральной премии страны, более того - вывели её на национальный уровень, мы не можем не спросить, почему решили сделать не просто московский фестиваль, а включить в конкурс региональные театры?
- Российскому театру не хватало гастрольных проектов, было очень тяжёлое время, середина 90-х годов. Люди, которые учились в одних и тех же вузах, не знали, что у них происходит. Например, будучи друзьями в Москве, один уехал в Томск, другой - в Калининград, и они стали разобщены. Интернета не было, гастрольных программ тоже. Я понимал, что нужен фестиваль, который соберёт в едином пространстве русский театр. - Как бы вы сформулировали главную цель «Золотой маски»?
- Цель - дать регионам ощущение жизни в одном культурном пространстве. Хотел собрать страну - может, это громко звучит, но разобщённость - она же необязательно проявляется в политических границах. Разобщённость имеется даже в том, что мы не знаем о событиях, условно, с той стороны Урала. Если вы не представляете, что происходит «там», то это предполагает шанс и вероятность возникновения сильных политических противоречий между регионами, поэтому страну надо было спасать и соединять. Собирать культурное пространство, устанавливать единую систему координат, в том числе эстетических, качественных.
Досье «ОГ»
Эдуард Бояков родился в 1964 году в Кизилюрте (Дагестан). В 1990 году окончил факультет журналистики Воронежского университета. В 1995 году стал директором фестиваля «Золотая маска». С 2002 по 2004 год - генеральный директор Московского пасхального фестиваля (худрук - Валерий Гергиев). В 2010 году придумал документальный проект «Человек.doc». Соучредитель фестиваля современной пьесы «Новая драма». Продюсер более 20 спектаклей в таких театрах, как Большой театр, Мариинский театр, Центр им. В. Мейерхольда, МХТ им. Чехова.
- Из года в год возникают вопросы о доле именно региональных театров в конкурсе «Маски». И дело, как правило, не в уровне спектаклей, а в том, что посмотреть работы со всей страны у экспертов нет возможности. Если, скажем, до Екатеринбурга большая часть жюри доберётся, то до того же Серовского театра - уже не факт.
- Всё очень просто. Сейчас есть методики и способы записи спектаклей на оборудование, дающее качественную картинку и хороший звук. Возможность посмотреть такое видео есть у всех экспертов, и если постановка является действительно чем-то серьёзным, глубоким, то тогда они найдут способ и спокойно доберутся до Серова. Тут не нужно преувеличивать, ведь мы не на разных планетах живём.
- Год назад «Золотую маску», условно говоря, раскололи споры о том, должен ли в составе жюри присутствовать человек из Министерства культуры и влиять на итоги фестиваля. В знак протеста была даже организована Ассоциация театральных критиков, защищающая интересы театральных деятелей. На ваш взгляд, насколько чиновники имеют право вмешиваться в решение жюри?
- В решение не имеют право. Государство может назначать людей в экспертный совет, потому что оно даёт денежные средства, и такая ситуация совершенно нормальная, когда рекомендуемый представитель министерства входит в экспертный совет. Дальше, конечно, существуют правила и законы, которые нельзя нарушать кому угодно. На чиновника правила дорожного движения распространяются точно так же, как на спортсмена.
Запрос на современное искусство
- Как бы охарактеризовали современный русский театр?
- Сложный вопрос. Сегодня я и за «Золотой маской» не слежу, хотя рад, что она есть, и горжусь созданием этого фестиваля. Более того, мне кажется, что театр сегодня уже не столь важен, потому что пришла цифровая эпоха, и в ней он проигрывает. Теоретически такая форма очень важна, но современный русский театр не может справиться с теми вызовами, которые даёт время.
- Не ожидали от вас такого ответа…
- Понимаете, театр тоже должен становиться современным. Должен быть совершенно другой уровень драматургии, междисциплинарной практики: надо взаимодействовать с кино, видео, с другими художественными территориями. Театры существуют в очень предсказуемой системе, то есть сейчас мало эксперимента, но очень много повторения самих себя, и в этом есть своего рода коммерческий формат. Он адаптирует театр для такого спокойного времяпрепровождения, иными словами досуга. Ситуация в русском театре развивается не в позитивную сторону: повторюсь, мало современной драматургии, новых имён, работы с современными интернет-образами.
- Безусловное отличие вашей творческой деятельности заключается в разнообразии форм - на деле это и есть современное искусство. Например, создав театр «Практика», вы предложили форму театра без художественного руководителя и труппы. Насколько, на ваш взгляд, российский зритель готов к этому новому искусству?
- Я считаю, запрос на современное искусство огромный. Другое дело, то, что не только либералы и люди, которые мыслят в категориях и ценностях западного искусства, должны отвечать за современное русское искусство. Вместе с языком нам навязывается иная идеологическая повестка. Язык должен быть современным, а ценности - традиционными.
- Тогда интересно, на какую аудиторию вы ориентируетесь?
- С одной стороны, я категорически не люблю целевых аудиторий, когда уж совсем начинают делить её по возрасту, потреблению, каким-то там привычкам. Лучший театральный зал, где дети и родители, взрослые люди и бабушки. С другой стороны, молодёжь вашего возраста, прекрасного юного возраста, когда человек входит в то состояние, когда уже является взрослым, способным отвечать за свои поступки, но в то же время он ещё совсем молодой, чувствительный, всему учится. В этом возрасте человек искусство потребляет очень активно, потому что оно многое может ему дать.
- В Екатеринбург вы приехали на открытие представительства «Русского художественного союза» - это что-то совсем отличное от ваших предыдущих проектов…
- Да, для меня этот проект - очень важен, я живу им. Мы с моими друзьями - художниками, писателями, драматургами - почувствовали, что наступает момент, когда мы должны объединиться, чтобы противостоять напору западной либеральной культуры. Объединение художников кого-то сегодня удивляет, но если вы посмотрите историю искусства, то увидите, что это существовало всегда. Немецкие романтики не могли существовать друг без друга, Серебряный век - бесконечная история. Люди должны встречаться, тем более в наше время интернетовской разобщённости.
Также в будущем мы с Захаром Прилепиным очень рассчитываем развивать бренд фестиваля «Традиция» - фестиваля, который объединяет разные жанры: литературу, музыку, лекции, детские практики и много чего ещё. Всё из вышеперечисленных жанров рассматривает вопросы традиции с большой буквы, то есть наши связи с историей, с предками. Возможно, мы проведём его и в Екатеринбурге, но для начала совершенно точно осуществим в Москве.
Опубликовано в №218 от 23.11.2017