Вчера сыграли премьеру - это первый спектакль второй части проекта "Человек.doc" и четвёртая премьера со дня открытия "Политеатра". Темпы такие, что дух захватывает, и каждый раз - попадание в цель. Есть технические погрешности, есть мелкие недочёты режиссуры, но главное в том, что складывается общая картина нового явления, театра гражданского по своей тематике, нового по языку, соединившего интимность личного высказывания с поиском зрителя, прежде избегавшего театральной рутины и скуки.
"Человек.doc" в нынешнем виде стремится избежать копирования уже сложившейся стилистики и приёмов. Это не репродукция тех спектаклей, которые шли и продолжают идти в "Практике". Аудитория Политехнического требует большей публичности, больших контрастов, сочетания сатиры и пафоса, что на камерной сцене "Практики" смотрелось бы карикатурно. Режиссёр (он же исполнитель главной и единственной роли) Юрий Муравицкий должен был рисковать. Риск оказался оправдан результатом. Спектакль об Артемии - вероятно, вопреки ожиданиям многих, не пощечина общественному вкусу, не провокация (хотя и содержит элементы провокативности), а художественное исследование двойственности человеческой природы на грани виртуального и реального. Как ителлигент-очкарик-задрот превращается в борца с тем, что он считает мировым злом? Насколько зависим мегатысячник от читателей своего ЖЖ? Какую цену приходится платить за власть над дигитальным пространством? Вопрос за вопросом - и каждый ответ возникает ествественно и легко, без нравоучительства и дидактики. Что очень важно - это смешной спектакль, и смех здесь серьёзен.
Грандиозная работа художника - видео, которое идёт контрапунктом монологу Муравицкого-Лебедева. И серьёзный труд драматурга: даже не берусь предположить, сколько часов ушло на интервью с героем и сколько недель и месяцев на то, чтобы текст наконец-то сложился.
Вова, Юра, Эдуард, Ксюша, все-все-все, кто причастен к этой премьере, дорогие мои, поздравляю!