Провал «крестового похода» против оружейного лобби в США В 2013 году сообщения о применении оружия в США приходили по несколько раз в месяц. Общее число жертв стрельбы в школах и «разборок» в неблагополучных районах исчисляется десятками. Но попытки Белого дома ужесточить оборот оружия упираются в отчаянное сопротивление республиканцев
Вторник, 17 декабря, штата Невада, город Рино - стрельба в больнице. Один погибший, двое раненых. Преступник застрелился.
Пятница, 13 декабря, штат Колорадо, городок Сентениал - стрельба в старшей школе. Погибла ученица. Стрелок - 18-летний юноша застрелился. При нем нашли «коктейли Молотова» и дробовик. [Spoiler (click to open)] Понедельник, 25 ноября, штат Калифорния, Окленд. В восточной части города огнестрельные ранения получили семь человек.
Среда, 13 ноября, штат Пенсивальния, город Бичвью - снова стрельба рядом со школой. Ранены трое несовершеннолетних подростков.
Список можно продолжать почти бесконечно: только в ноябре - стрельба на территории университета Kean University в штате Нью-Джерси, на вечеринке в частном доме в Хьюстоне погибли два человека. А в самом центре Манхэттена молодой темнокожий парень открыл стрельбу на катке.
Это словно эпидемия, неумолимо расползающаяся по Соединенным Штатам. Один из последних резонансных случаев, показавший степень незащищенности простых граждан - стрельба в аэропорту Лос-Анджелеса. 23-летний Пол Сиансия с полуавтоматической винтовкой наперевес прорвался через пост досмотра в одном из терминалов и устроил охоту на сотрудников Агентства по безопасности на транспорте. Один офицер погиб, еще семь человек получили ранения. Нападавший арестован.
К концу года счет жертвам стрельбы идет на сотни, но тема ограничения оборота оружия на федеральном уровне, кажется, все более заминается политиками в Вашингтоне. А ведь еще в начале года - после трагедии в школе Сэнди Хук, где от рук психически неуравновешенного школьника погибли 20 детей и 6 педагогов, - казалось, что в США все изменится. Барак Обама объявил крестовый поход против оружейного лобби, а в Вашингтон одна за другой приезжали семьи, потерявшие родных в подобных трагедиях. Вот, например, что заявлял в апреле Марк Барден, чей 7-летний сын Дэниэл погиб во время бойни в Сенди Хук:
«Любой отец в Америке может оказаться на моем месте. Никто не должен проходить через то, что пережили мы и тысячи людей, потерявших близких из-за насилия с применением огнестрельного оружия. Вот почему мы здесь. Ужесточение проверки покупателей оружия не вернет жизни наших близких, но спасет другие. Увы, сегодня мы возвращаемся домой с разочарованием - закон не прошел. Но мы не сдадимся».
Сейчас купить оружие во многих штатах можно просто при наличии удостоверения личности, если покупателю есть 18 лет. И никаких проверок. Тем более не спросят документов в Интернете, где можно купить патроны и детали к оружию. К весне опросы показывали: 90 процентов граждан США поддерживают ужесточение оборота оружия.
В первую очередь, Обама и группа сенаторов настаивали на усилении проверки желающих купить оружие или боеприпасы. Во-вторых, предлагалось ввести запрет на продажу оружия без проверки покупателей на ярмарках или у частных коллекционеров. Наконец, из продажи планировалось изъять обоймы большой емкости. Но, несмотря на все старания противников оружия, оружейное лобби одержало верх. Все законопроекты провалились в конгрессе. Обама не скрывал разочарования и гнева:
«Меньшинство в Сенате США решили, что жертв недостаточно. Они заблокировали реформу оборота оружия на глазах родных жертв трагедий, которые специально приехали в сенат. Мы точно знаем, что 90 % американцев поддерживают ужесточение оборота оружия, чтобы социально опасные граждане не могли его купить. Но оружейное лобби и его сторонники в сенате открыто врали обществу об этом законопроекте. Они грозили, что появится очередной “большой брат”, который будет следить за владельцами оружия. Провал закона означает, что преступники смогут по-прежнему приобретать оружие. И это не сделает Америку безопасной. Все произошедшее сегодня - постыдное событие для Вашингтона».
Это Обама говорил весной. С тех пор законопроекты об ограничении оборота оружия ни разу не дошли даже до голосования. А президент почти перестал высказываться на эту тему. Казалось, что переломным моментом станет трагедия в районе Navy Yard на объекте ВМС США в самом сердце Вашингтона. 16 сентября темнокожий компьютерный специалист Аарон Алексис хладнокровно расстрелял 12 человек. Еще трое выжили. Все произошло в 800 метрах от здания конгресса. Но и это не заставило политиков ужесточить законы.
Эксперты тем временем приводят страшные данные статистики. По информации журнала Mother Jones, за год после трагедии в Ньютауне в США от огнестрельного оружия погибли по меньшей мере 194 ребенка младше 12 лет. Средний возраст жертв - 6 лет. Вот что рассказывает старший редактор журнала Mother Jones Марк Фоллман (Mark Follman):
«Из этих 194 дел 103 были убийствами, а 84 - несчастными случаями. Остальное - самоубийства и нераскрытые дела. В большинстве дел одинаковая картина: дети погибают от оружия дома. Таких случаев 127. Еще в 30 делах дети погибали, будучи в гостях. Это показывает, что основная опасность не на улице, а у нас дома. Именно там детей подстерегает самая большая опасность. При этом наше исследование основано на данных СМИ, а есть еще исследование врачей из Бостона. Там цифры больше - до 500 погибших от огнестрельного оружия детей в год».
Противники оружия не оставляют попыток и надежд сломить лобби производителей смертоносных изделий. Тем более, что в рядах анти-оружейников немало влиятельных и состоятельных людей. Например, Майкл Блумберг. Бывший мэр Нью-Йорка и миллиардер по совместительству сейчас тратит миллионы на рекламные кампании запрета на оружие и продвижение этой идеи в Вашингтоне. Вот что говорит Марк Глейз, исполнительный директор движения «Мэры против незаконного оружия»:
«США меняются - страна теперь знает больше о проблеме оружия, чем это было год назад до трагедии в Ньютауне. Мы предполагали, что мнение конгрессменов будет меняться медленнее всего. Они не приняли ни одного закона об ужесточении оборота оружия. И мы не удивлены. Но мы уверены, что это вопрос времени и нескольких сессий конгресса. Страна сейчас обеспокоена проблемой насилия с применением оружия, люди выступают за изменение законов».
Трагедии последнего времени заставили пойти в политику простых американцев. Дочь Сэнди Филлипс погибла в результате стрельбы в кинотеатре в Денвере (штат Колорадо) в 2012 году. Теперь мать колесит по США и добивается от политиков ужесточения законов.
«У меня есть цель: чтобы ни один родитель не испытал того, что испытала я, - говорит Сэнди Филлипс. - До того, как это случилось с нашей семьей, я и не думала никогда, что буду делать что-то подобное. А сейчас я не могу дождаться, когда смогу встретиться с нашими политиками. Знаете, у нас с мужем был пистолет. Мы, как и миллионы американцев, думали, что он способен нас защитить. Но это оказалось не так. И после того как наша дочь была убита, мы начали задавать вопросы. Как так может быть, что вы можете просто в Интернете купить 600 патронов и никто даже не задаст вопросов? Сделать это могут и преступники, и психически больные люди».
Впрочем, несмотря на все эмоциональные порывы таких активистов, как Сэнди Филлипс, пока явную победу одерживает циничное оружейное лобби. Политики прикрываются второй поправкой к Конституции, которая гарантирует право на владение оружием. Кровавая цена, которую приходится платить тысячам американцев за это право, политиков волнует не сильно. К тому же слишком рискованная тема с точки зрения политических последствий. А потому обитатели Капитолия в Вашингтоне стараются держаться от нее подальше.