«Осторожно, финские дети!»
Забавно, как преобладающий темп жизни в стране может проявиться
наглядно. Помните наш дорожный знак «Осторожно, дети»? Девочка и мальчик бегут
через дорогу. А вот в Финляндии детишки, взявшись за руки, чинно и неспешно
ИДУТ по переходу.
Эйфелева башня
В наше время общепризнанный символ Парижа и всей Франции
вообще - это Эйфелева башня. Возведенная башня должна была закончить свое
существование после двенадцатой Всемирной промышленной выставки. Огромное
количество современников Эйфеля считали башню уродливой, требовали убрать ее
как можно быстрее. Директору будущей выставки была послана петиция за подписью
лучших писателей - Мопассана, Верлена, Дюма-сына. В ней говорилось: «Мы,
страстные любители до сих пор еще не тронутой красоты Парижа, протестуем всеми
силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса...
Неужели Париж подчинится фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и
безнадежно обесчестит себя?».
Эйфелю пришлось проявить чудеса дипломатии. Он сам ездил к
подписантам домой, уговаривал их, показывал рисунки, на которых башня выглядела
куда как изящно. Убедить удалось не всех - многие эстеты остались при своем
мнении, а некоторые даже уехали из Парижа, чтобы не видеть осквернения любимого
города стальным чудовищем. Тот же Мопассан в ресторане всегда садился так,
чтобы не видеть Эйфелеву башню - иначе у него кусок в горло не лез. Однако башня
и ныне возвышается над французской столицей.
Пока я сама не убедилась в том, что Эйфелева башня видна в
Париже отовсюду, мне казались вышеупомянутые протесты просто консерватизмом
людей позапрошлого века. Я с удивлением прислушалась к ощущениям: в центре
древнего города не должно возвышаться это металлическое чудище! Право слово,
после красивейших музеев, дворцов, жилых домов смотреть на Эйфелеву башню
попросту неприятно.
Только поздно вечером и ночью, когда башня подсвечена синим
переливающимся светом и творение Эйфеля словно мерцает и плывет в темном небе,
это красивейшее зрелище заставляет забыть о неприязни. Собственно, французы
смирились с башней, придется и нам.
Горят щеки от духов
В стандартный тур по Парижу входит непременно посещение
Музея духов «Фрагонар». Гид нас предупредила, что места в музее мало, дескать,
в Париже дефицит квадратных метров. И, правда, особнячок маленький, комнаты под
экспозицию отведены тесные. Очень интересно посмотреть на старинные
приспособления для изготовления ароматов, на изящные и, порой бесценные,
флаконы из-под благовоний.
После экскурсии, как водится, на первый план выходит
коммерция. Посетителей начинают довольно умело уговаривать приобрести те или
иные духи. Помещение, где проходит дегустация тоже небольшое, вскоре все
перестают различать предлагаемые запахи. Можно, конечно, понюхать молотый кофе,
и обоняние восстановится. Но расчетливые французы такой возможности не дают.
Щеки горят, глаза блестят, воздуха не хватает, голова уже
болит от невероятной концентрации различных ароматов. А настоящих французских
духов по цене производителя так хочется! Вот тут-то падает последняя капля в
чашу, и вполне дозревший турист покупает на все, оставшиеся к этому времени евро,
дорогие духи, которые не так уж на самом деле и нужны.
Красная линия
Возможно, вы решите, что по германскому Ганноверу лучше
прогуляться в сопровождении местных жителей, тогда, скорее всего, вам назначат
встречу «под хвостом». Перед зданием главного железнодорожного вокзала стоит
старинная конная статуя короля Эрнста-Августа, вот под хвостом этой лошади и
есть любимое место встречи ганноверцев.
Если вы любите прогуливаться по незнакомым городам в
одиночестве, без гида, в Ганновере о вас позаботились. Как говорится, любой
каприз и ни одного шанса заблудиться. Идите по красной кольцевой линии, которая
нарисована на камне и асфальте вдоль улиц и площадей центра Ганновера. Эта
путеводная нить длиной в четыре километра идет мимо основных 36-ти
достопримечательностей и приводит снова на вокзал, если вы приехали в город на
поезде.
Там можно увидеть центр средневекового Ганновера, например,
примечательную готическую Маркткирхе, построенную в 14 веке. Эта церковь очень
удивила меня тем, что в ее оформлении использованы пентаграмма и гексаграмма, в
которую вписаны часы. Сейчас пентаграмма в массовом сознании ассоциируется с
чем-то дьявольским. Но так было не всегда. Во времена постройки этой церкви в
Ганновере пентаграмма, по поверьям, охраняла от сил зла.
Коллекционируем… блох?
Еще только планируя свою поездку в Германию, я точно знала,
что обязательно схожу на «блошиный рынок». Это нечто вроде нашей барахолки - люди
продают все, что им самим уже не нужно. Мне очень хотелось посмотреть на всякие
старые и старинные вещички, вдруг попадется что-нибудь интересное. Ну,
сказано-сделано.
Честно говоря, очень-очень удивлялась. Дело в том, что в
Германии принято выставлять в специально оборудованных местах ненужные вам вещи,
а оттуда любой желающий может эти вещи взять, и ему только благодарны будут.
А на блошиных рынках я видела, в основном, такую дребедень,
что ей даже у мусорных контейнеров не место. Сложилось впечатление, что немцы,
торгующие на блошиных рынках, не ищут абсолютно никакой материальной выгоды. Те
чепуховинки, финтифлюшки и дребеденьки, которые они выставляют на самодельные
прилавки, стоят сущие копейки. А их еще надо упаковать, привезти, развернуть, простоять
несколько часов в кампании таких же бедолаг, ничего не продать, тщательно снова
завернуть, положить в багажники и уехать домой, потратив бензин на дорогу.
Может, для аборигенов такое времяпровождение - увлекательное развлечение?
Почти каждый, перебравшись на жительство в старушку Европу,
начинает что-нибудь коллекционировать. Даже те, кто даже в пионерском детстве
избежал соблазна собирать марки или фантики. А здесь они могут с увлечением
перерывать тонны черт знает чего, раз за разом, пока не найдут, например
фарфоровый кувшинчик с гербом немецкого города. И тогда он будет торжественно
приобретен за один евро, а затем присоединен к десяти или двадцати своим
собратьям на полочке.
Крысы в городе
Каждый городок в Европе старательно культивирует свою
особость. Если в нем произошла или хотя бы могла произойти какая-то интересная
история, то будьте уверены, вы об этом услышите много-много раз. Вот, например,
Хамельн. По легенде, именно здесь Крысолов избавил город от крыс, а когда
горожане ему не заплатили за работу, увел всех детей неведомо куда. В Хамельне
путеводная нить нарисована на мостовой в виде вереницы крыс. Идешь как бы вслед
за ними и попадаешь в исторический центр города. Тут и памятник Крысолову, и
еженедельные представления по легенде и масса сувениров по этой теме.
Или, скажем, Боденвердер. Говорят, здесь родился и после
службы в России жил реально существовавший барон Мюнхгаузен. Так теперь этот
городишко буквально переполнен напоминаниями о столь знаменитом земляке. Аптека
«Мюнхгаузен», кафе, многочисленные памятники, музей. Причем, оказывается, в
Москве есть второй музей Мюнхгаузена. И, конечно, только российские туристы, по
признанию работников музея в Боденвердере, оказываются в курсе всех приключений
легендарного героя.
Утка в валенках
Европейцы трогательно относятся к животным, причем, иногда
для нас это даже забавно. Почти в каждом дворике частного дома есть скульптурки
собачек, гномиков, сказочных персонажей. Если перед крылечком нет, надо
посмотреть на окно. Скорее всего, фигурки стоят на подоконнике. Ну а если и
оттуда на прохожих не смотрят зверушки или гномики, то в доме никто не живет.
Что касается уток, то создается впечатление, что это просто
сакральное животное. Даже по самому малюсенькому прудику, которых
видимо-невидимо, обязательно проплывают утки-селезни. Городской пляж в
Хельсинки обозначен столбом с уткой наверху. Правда, учитывая климатические
особенности, она круглый год стоит там в валенках.
А среди городов Германии в дневное время я видела белок,
перебегающих по траве от дерева к дереву. И лебеди разгуливают по газонам,
позируя фотографам. Зато следов жизнедеятельности собак нет. Нет и все тут.
Газоны есть, собаки есть, а следов нет.
На самокате на работу
Зато везде и всюду, даже на самых узких тротуарах есть
велосипедные дорожки. Их выделяют цветом плитки. И на переходе есть полоса для
проезда на велосипеде. В очередной раз со вздохом замечаю, что уж такую-то
малость для жителей сделать можно и у нас. А еще и дети, и взрослые активно
пользуются самокатами. В аэропорту Хельсинки служащие ездят на самокатах, а в
аэропорту Копенгагена на очень компактных велосипедиках. Выглядит для нас
комично, но это практично, потому что здания очень большие, пешком не
находишься.
***
В течение месяца пребывания в «Шенгене» меня несчетное
количество раз спросили: «Как тебе здесь? Нравится?» Конечно, нравится. Кто ж
останется равнодушным к красотам и чистоте, музейным редкостям, исключительной
пунктуальности транспорта, приветливости служащих любого учреждения?
Анна Шанина