Якудзю: «День без работы - день без еды»

Oct 03, 2008 21:38


Немного замечательного из истории:

"Послушайте краткую биографическую справку о Якудзю:

Как уже было сказано ранее, Якудзю был первым основателем монастырей дзен. Он определил обязанности настоятеля и других служителей. Жизнь монахов была продумана в деталях.

Якудзю призвал своих монахов днем работать в поле. Такой поворот событий имел революционный характер, ведь прежде монахи не были обязаны трудиться, и их жизнь полностью зависела от пожертвований мирян.

Разумеется, Якудзю сделал великий революционный шаг, заставив монахов работать в поле и в саду. На протяжении столетий они ничего не делали. Общество взяло на себя обязательства заботиться о монахах, но были и ограничения.

Такая ситуация сложилась еще во времена Будды, когда Индия была одной из самых богатых стран мира. Ее называли Золотой Птицей. Тогда индусам не было трудно прокормить несколько тысяч саньясинов. Но времена изменились, и весь Восток впал в нищету. Запад беспощадно эксплуатировал его, пил его соки...

В Таиланде на четырех человек приходится один монах, что стало непосильной ношей для страны. Правительство Таиланда издало указ, запрещающий принимать монашеский обет, не получив соответствующего разрешения.

Странное дело, вы не можете даже стать монахом без правительственного разрешения. Даже монахи уже не свободные люди, посколько страна бедна и в ней слишком много монахов... Сейчас мало кого прельщает мысль о пожертвованиях монастырям, об обеспечении их всем необходимым. Монахи стали тяжким бременем для бедных стран.

Подобное положение сложилось и в Индии. Но индийское правительство не хочет принимать такие же законы, так как боится настроить против себя всю индуистскую общину. Чиновники могут просто проиграть выборы.

Половина Индии недоедает. Одна четвертая часть может позволить себе питаться лишь раз в день. И если бы вы увидели что едят люди, то были бы поражены! Согласно научным прогнозам, к 2020 году в Индии разразится самый страшный голод в истории человечества. Предполагается, что в этот год умрут пятьдесят миллионов человек. Получается, что из каждых двадцати человек один умрет. Повсюду будут лежать трупы.

При такой нищите общество не может содержать монахов, которые полностью зависят от благотворительности.

Итак, нововведение Якудзю стало революционным шагом. Очевидно, общество противилось мастеру. По всей видимости, сопротивлялись и монахи, наслаждавшиеся полной свободой и бездельем.

Но Якудзю был сильным человеком. В своем монастыре он добился того, чтобы каждый монах работал. Это не означало, что он не позволял монахам медитировать. Распорядок дня был гибким, и каждый выполнял ту работу, для которой он годился.

Если он мог рубить лес, работать в поле или носить воду... делай что угодно, но при этом ум должен быть настроен созерцательно.

Работа должна стать медитацией. Вот вы во время медитации сидите, а Будда впервые ввел в практику медитативную ходьбу. Почему ходьбу нельзя осуществлять с медитацией? Вы сможете стать Буддой лишь тогда, когда работа и все ваши движения могут производиться при безмолвном медитативном разуме. Разумеется, Будда, не должен полагаться на благотворительность.

Нам трудно даже вообразить, насколько великим был такой шаг. На протяжении столетий монахи наслаждались полной свободой, во всем завися от общества.

Предложение Якудзю имело большое значение для будущего, так как общество все больше нищало. Так-то гораздо лучше, чем выслушивать безобразные правителственные постановления, обязывающие людей получать разрешения для того, чтобы стать монахом. Такой шаг всегда был актом свободной воли, к которому правительство не имеет никакого отношения. Но монахи должны также проявлять разумность. О Якудзю должен услышать весь мир.

Более того, Якудзю подвергся критике со стороны консервативных буддистов, посколько настойчиво требовал, чтобы урожай, собранный монахами, облагался налогами на общих основаниях.

Монахи злились из-за одной только мысли о том, что они должны работать. И Якудзю стал настаивать на том, чтобы монахи платили налоги мирян. Монахи не должны расчитывать на поблажки.

Понятное дело, Якудзю встретил мощное сопротивление. Но она был прав. А истина рано или поздно должна победить.

Сейчас в Китае и Японии все монахи работают... И труд стал очень творческим, потому что здесь дело не только в экономике. Труд превратился в эстетическое выражение созерцания, радости, блаженства. Расцвели живопись и скульптура, так как стало очевидно, что работа и медитация не исключают друг друга, ведь медитация может стать в работе подводным течением. Именно об этом я твержу вам каждый день: ваш внутренний Будда может проявляться в любой вашей деятельности.

Вот любимый лозунг Якудзю: «День без работы - день без еды». Если вы не поработали один день, приготовьтесь на следующий день поститься. Все верно! Вы работаете для своего освобождения. Почему же кто-то другой должен расплачиваться за вас? Почему кто-то другой должен обеспечивать вас? Вы работаете для собственного просветления и не сможете поделиться им с другими людьми.

Вот новое правило в монастыре Якудзю: кто не работает, тот не ест. Если хочешь есть, трудись хотя бы чуть-чуть. Работа обеспечивает тебя едой, одеждой и всем самым необходимым. И не нужно стремиться стать самым богатым человеком в мире, не нужно пытаться окружить себя роскошью. Но человек должен обеспечить свои удобства. Если уюта нет, то и медитировать трудно.

Якудзю знал о том, что обряды и медитация могут стать частью повседневной работы и деятельности, которая со стороны может показаться мирской.

Якудзю был основателем китайской чайной церемонии. Превращение чайной церемонии в медитацию символично. Оно показывает, что каждый вид мирской деятельности может стать медитацией. Выкопать яму в саду, посадить в землю розу - все это можно делать с большой любовью и состраданием! Все можно делать руками Будды. И здесь нет противоречия.

Чайная церемония всего лишь начало. Говорю вам: каждое ваше действие должно стать чайной церемонией.

Если вы можете вложить в каждое свое действие все свое сознание, весь свой разум, если можете
действовать естественно, тогда вам не нужна другая религия, ведь религией станет сама жизнь.

Сутра

Якудзю работал в поле вместе с учениками. В тот миг, когда один монах поднял мотыгу, послышался удар барабана, означающего начало обеда.
Услышав удар барабана, монах громко засмеялся, бросил на землю мотыгу и поспешил к храму.

«Свершилось! - воскликнул Якудзю. - Вот врата Канона Бодхисаттвы».

Якудзю пошел за монахом. Войдя в храм, он спроил его: «Какую истину ты постиг, услышав удар барабана?»

«Просто я был очень голоден. Услышав удар барабана, я пошел обедать», - ответил монах.

Услышав ответ монаха, Якудзю засмеялся.

В другой раз Исан, услышав звон деревянного гонга, потер ладони и громко расхохотался.

Услышав его смех, Якудзю задал Исану тот же вопрос, что и первому монаху в подобной ситуации,
и получил от него такой же ответ.

Как-то раз мастер по имени Фа Мин из общины Винайи заметил: «Вы, мастера дзен, только и
делаете, что переливаете из пустого в порожнее».

«Ничего подобного, преподобный учитель, - возрализ Якудзю. - Именно вы только и делаете,
что переливаете из пустого в порожнее».

«Неужели?» - удивился мастер Винайи.

«Священные писания это только слова, всего лишь чернила и бумага, - объяснил Якудзю, -
то есть тщетные пустяки. Все слова и фразы, основанные на том, что люди некогда услышали,
есть не что иное, как пустота. Преподобный учитель, ты со своей привязанностью к букве
доктрины только и делаешь, что переливаешь из пустого в порожнее».

«А разве вы, мастера дзен, не переливаете из пустого в порожнее?» - усомнился мастер Винайи.

«Нет», - ответил Якудзю.

«Почему нет?» - спросил мастер Винайи.

И тогда Якудзю объяснил: «Все эти тексты порождены мудростью. А там, где царствует мудрость, не может быть и речи о переливании из пустого в порожнее»."

* * *

Источник: Ошо "Беседы о дзен. Вершины дзен". Распечатано из книги.

дзен, стартап, школа, понимание, экономика, история, знать, чань, интересно, инновации

Previous post Next post
Up