Германия на распутье

Jul 17, 2022 17:46


Лорд Гастингс Лайонел Исмей, ставший первым генеральным секретарем НАТО 70 лет назад, в 1952 году, после Второй мировой войны, не хотел занимать этот пост. Он сказал, что альянс был создан, чтобы «не допускать СССР в Европу, обеспечивать в ней американское присутствие и сдерживать Германию».

Сдерживание немцев всегда было частью послевоенных расчетов безопасности, хотя за последние полвека об этом говорили все меньше и меньше. Германия была образцовой в своем поражении. Немцы хорошо осведомлены о своем нацистском прошлом и практически все сожалеют, и рефлекторно извиняются.

Сегодняшняя Германия настроена современно, в целом гуманистична, с широко либеральными взглядами в социальном плане и относительно консервативными в экономике. Есть понимание того, что жизнь должна основываться на экологически устойчивых принципах и что она бывает всех оттенков радуги.

Несмотря на научно-технологические достижения Германии, на страну до сих пор смотрели только с трепетом, а не со страхом. Поэтому вдвойне удивительно, что Германия встала на путь самоубийственного подчинения внешним интересам в этот поворотный момент своего существования.

То, что Германия не действует полумерами, может быть частью проблемы. Экологическое сознание немцев за последние пару десятилетий было необычайно страстным, но не прагматичным, а связанная с этим политика беспокойно смешивала личные убеждения и склонности со стратегическими государственными интересами.



Нигде это не проявляется так очевидно, как в энергетическом секторе. Некоторое время назад страна начала отказываться от традиционных видов топлива, в том числе атомного. Германия перестроила свою экономику так, чтобы она зависела от газа, в основном поставляемого из России. Энергетическая политика бывшего канцлера Ангелы Меркель, когда-то провозглашенная единственным путем к более экологичному будущему для Германии, ранее осуждалась только за то, что она недостаточно ориентирована на использование альтернативных возобновляемых видов топлива.

Сегодня проблема выходит за рамки возобновляемых источников энергии и выявляет недостатки в геополитической стратегии Германии. Снова поднимается вопрос о происхождении Меркель из коммунистической Германии. В попытках изобразить ее как необоснованно связанную с путинской Россией нельзя упускать из виду тот факт, что российский газ действительно был экономически выгодным для Германии, пока экспансионизм НАТО не показал нестабильность ситуации. Вероятно, не случайно, что менее чем через три месяца после того, как Меркель покинула свой пост, разразился украинский кризис. География - это история.

Несмотря на то, что уже сейчас понятно, что немецкие дома могут остаться без отопления, нынешний политический альянс по-прежнему отказывается признавать безрассудство полного отключения атомной энергии, хотя это один из самых чистых источников энергии. Можно с уверенностью сказать, что в такой политической обстановке немецкий народ абсолютно шокирован военным конфликтом на пороге своего дома.

Естественно, с учетом того, что Партия зеленых входит в правящую коалицию, ископаемое топливо и атомная энергия являются анафемой. Несмотря на экстремальные экономические спады, самый быстрый способ Германии стать независимой от России остается нежизнеспособным, по мнению немецких политиков, а после десятилетий обработки СМИ, и широкой публики.

В этом и есть ошибка. Берлин должен был это предвидеть. Теперь энергетический сектор страны, похоже, находится на грани краха, что может привести к падению немецкой промышленности. Роль США во всем этом была недостаточно «партнерской».

«Северный поток - 2» продолжал бы обеспечивать стабильность Германии в долгосрочной перспективе, в то время как США могли бы продолжать обеспечивать военную безопасность. Стабильная Германия означает гораздо более стабильную Европу. Если бы санкции не были введены из-за опосредованной войны США в Украине, то в продолжающейся договоренности не было бы ничего принципиально неправильного.

Однако от амбициозной попытки США удовлетворить энергетические потребности Германии в дополнение к ее военным, Германия может только проиграть. С одной стороны, у США просто не хватает запасов, чтобы предложить Германии газ, а с другой стороны, переход Германии на американский газ был бы крайне дорогим.

Как следствие, «Северный поток - 2» остановлен. «Северный поток-1» хромает и вряд ли будет доступен какое-то время. А пока Россия продолжает набирать обороты. Курс рубля находится на самом высоком уровне за последние десятилетия. Вся Европа платит в буквальном смысле более высокую цену за российский газ, от которого она не успела отвыкнуть. Европу подтолкнули к увеличению импорта нефтепродуктов из Китая, который сам покупает топливо у России. Импорт химической продукции из Китая вырос в шесть раз по сравнению с прошлым годом, а общий объем импорта увеличился почти на 53%.

Что дальше?

Германия находится на критическом перепутье и должна сделать выбор. Возможные результаты:

1. Стратегическая политика Германии будет по-прежнему направляться (прямо и косвенно) США и их местным представителем Великобританией. Этот вариант обеспечивает подчинение Германии англосферным решениям в обозримом будущем при менее чем оптимальных результатах. Это также ознаменует конец послевоенной торговой истории Германии. Прекращение экспорта в Россию, а также проблемы, связанные с энергетикой и экономической жизнеспособностью приведут к производственному дефициту и сыграют свою роль в спаде торговли.

2. Германия проложит свой собственный европейский курс. В конечном итоге это будет означать общественное несогласие с англосферой (в основном, с Великобританией и США) по поводу будущего евразийского континента. Это также будет означать конец НАТО в ее нынешнем виде. Ключевые государства ЕС - Франция, Италия, Испания и, возможно, Нидерланды - должны будут работать в тандеме с Германией, чтобы наметить новый курс. Становится необходимым Европейский совет безопасности с современным мандатом. Если этого не произойдет, нас ждет медленный распад ЕС. Это вероятный сценарий в более долгосрочной перспективе, когда регион преодолеет внутриполитические потрясения в отдельных странах.

3. Германия выходит из НАТО, ослабляет свою роль в ЕС и выбирает курс самостоятельно. Несмотря на то, что в настоящее время это кажется маловероятным, это будет означать только возврат к довоенной динамике в континентальной Европе без крайнего национализма. Этого никто не хочет, и менее всего сами немцы. Однако это может произойти, если не будет найден способ принять тот факт, что энергетические потребности Германии лучше всего удовлетворяются за счет поставок из России.

Единственное решение Олафа Шольца, в котором, похоже, приняты во внимание последние два исхода, - это резкое увеличение оборонного бюджета. На данный момент это самый явный признак того, что Берлин осознает, что так продолжаться не может.

На энергетическом фронте, если немцы решат вернуться к прежнему статус-кво военных гарантий через НАТО и к российскому газу, их политика против атомных электростанций не будет так важна. Однако в виде возобновления работы их угольных электростанций, она, конечно, выглядит лицемерием, пока немецкие граждане увольняются с работы и платят непомерные суммы за свои счета за отопление.

Со временем немецкая публика начнет громче задавать вопросы. Что плохого в том, что энергетическая безопасность обеспечивается за счет российских поставок по более выгодной цене, а военная безопасность обеспечивается США через НАТО? Не создает ли такая ситуация заинтересованность обеих сторон в европейской стабильности, необходимой для сохранения мира на континенте?

Ведь Россия не блокировала поставки, несмотря на продолжающуюся войну, когда могла сделать это вскоре после введения санкций. Если бы это было так, немецкая промышленность уже была бы на жизнеобеспечении. С другой стороны, действия США до и после введения санкций, похоже, свидетельствуют о бездушном пренебрежении национальными интересами Германии.

Пока назревает недовольство, Германии, возможно, придется как можно быстрее решить, стоят ли того санкции, навязанные американской волей, в то время как Россия ощущает их незначительное влияние.

https://swarajyamag.com/world/russia-ukraine-war-and-its-fallout-leave-germany-at-a-crossroads

Энергетика, газ, США, экономика, топливо, Германия, Россия, политика, нефть

Previous post Next post
Up