May 05, 2015 21:18
Досмотрела.
Впечатления очень неоднозначные. С точки зрения жанровой выдержанности - все 32 серии мощный драйв, который подпитывается возникающими и обрывающимися побочными линиями... но именно они, эти линии, могут считаться и сценарной слабостью: только возникает какая-то завязка, а побочного персонажа уже - бах! - и убивают (более или менее трагически). С третьей стороны, может быть именно так режиссёр пожелал передать послевоенную атмосферу в городе, который ещё неполностью восстановился после блокады. Там всё ещё иное - очень специфическое - отношение к человеческой жизни и её ценности. Независимо от того, идёт ли речь о "гражданских", урках, ветеранах или ментах.
Очень тщательно - без халтуры - воссоздан антураж, мода, какие-то отдельные детали эпохи.
Сергей Гармаш очень хорош... какая мимика..! И режиссёр этим прекрасно пользуется. Среди прочих, есть там сцена, когда в ответ на многословные "заявы" криминальных авторитетов персонаж Гармаша просто по нескольку секунд вглдядывается в каждого из них - молча - чем буквально вызывает истерику у видавших виды воров... И зритель видит, что истерика взаправдашняя, кабы на него самого так глянули, то и он бы тоже... Короче, сыграно блестяще, и другие актёры - даже в эпизодических ролях - на высоте.
О минусах: местами затянуто. Кое-где вызывает вопросы человеческая мотивация: Люся - первая жена Игоря - однозначно видится мне стервой, хоть авторы и пытаются сделать из неё жертву обстоятельств. Выскочить замуж за препода - окей, потом дочка заболела - выходим за того, у кого есть деньги на её лечение... потом за мента, который кахбэ может защитить от нынешней зыбкости и неуверенности в завтрашнем дне. А бывшие мужья (в том числе и биологический отец маленькой Наташи) - с глаз долой, из сердца вон. Одного пристрелили - и хорошо. Второй опасен - так донесём же на него всем, и во все инстанции, ибо - неудобный, неклассифицируемый, неуправляемый, непонятный...
Кстати, есть в сериале и необрывающиеся нити... Например, - "маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять" (с). Или тема Христа. Ладно, погоняло "Учитель" - это китч, конечно. Но эпизод с картиной Тициана хорош, и самая последняя сцена, когда в госпитале, в дверном проёме и льющемся из него свете появляется маленькая Наташа - это катарсис. Очень сильно.
В общем, рекомендую. С оговорками: фильм довольно тяжёлый... умерли не все, но от этого в конечном счёте не легче. Антисоветчина не просматривается, но присутствует несправедливость на планетарном, что ли, уровне... как в "Левиафане".
На ваше усмотрение, короче. Буквально.
россия: экзистенциальное,
рецензии,
кинище