О «малых сих». Западная Африка, год 1928-й

Nov 22, 2012 22:34




     «Негры вместо шпал» - так озаглавлен сборник коротких очерков французского журналиста А. Лондра, выпущенный в Москве в 1931-м году с пропагандистскими целями. Уплатив 7 копеек, любознательный строитель коммунизма мог ознакомиться с заявленными в предисловии «рассказами о жизни негров под управлением «цивилизованной» Франции».
     Не покривив душой, можно сказать, что речь в них действительно идёт о вполне варварских способах колонизации, которые Франция применяла в начале века к 20-милионному населению своих восьми африканских колоний... Однако, отношение автора к главным героям - неграм - кажется нынешнему читателю достаточно неоднозначным.


     Начнём с того, что в тексте используется слово «НЕГРЫ», а вовсе не «афроамериканцы», «чёрные братья», или какой бы то ни было политкорректный эвфенизм. Автор действительно неграм искренне сочувствует и всячески клеймит французскую администрацию, которая использует их в качестве рабочего скота... Однако, если основываться только на тексте Лондра, ни о каком усвоении «уроков русской революции» там и близко речи нет. Составитель предисловия явно поторопился с выводами.
     Негры из книжки весьма далеки от того, чтобы осознавать необходимость коммунистической борьбы. Начнём с того, что по утверждению автора «... в условиях негритянской жизни... они не слишком несчастны.» Несмотря на то, что каждый (Лондр подчёркивает этот факт) житель Судана, Верхней Вольты или Берега Слоновой Кости обязан платить в пользу Франции некий налог, а также отрабатывать «дорожную повинность» - отловить оного жителя в африканской саванне не так-то просто. Вне «дорожной повинности» жизнь негра проистекает в следующих фазах: 4 дня в неделю он работает на хозяина по месту жительства и три оставшихся дня «почёсывает себе ноги и гладит себя по животу». Так и написано.
     Вообще (если, опять же, исходить только из текста) представления Лондра об интеллектуальном потенциале негров не отличаются излишним оптимизмом. Чернокожее население Африки (да здравствует политкорректность!) предстаёт на страницах нашей переводной брошюры чем-то вроде стада благородных животных. Не свиней там каких-то или коров (хотя, при описании нравов и привычек можно подумать...), а породистых собак - друзей человека - или селекционных скаковых лошадей... не обогащения для, а за ради удовольствия... И - грех их губить, конечно. Но до людей негры в очерках Лондра как-то не дотягивают.
     Вот они сидят вокруг комендантского домика на корточках, в ожидании «судебного приговора». У одного сосед поломал корзину, у другой муж отобрал дарёную цацку. Вот один из них - недавний армейский призывник - приходит, чтобы отдать белому чиновнику «на хранение» собственную жену. Сам себе он при этом командует: «Смиррно!» ) А вот дрессированные негры сдают собранный хлопок другому коменданту, игнорируя ожидающих на улице спекулянтов, которые платят за тот же самый товар гораздо больше...
     Белые колонизаторы у Лондра тоже весьма непритязательны. Это корыстные, развращённые ничтожной своей властью, физически нездоровые люди, которые тоже постепенно теряют в колониях человеческий облик. Они деградируют, развратничают, упиваются безнаказанностью... хотя в материальном плане выигрывают не так уж много. Так что, речь тут идёт не о классических эксплуататорах ради чистой наживы, а об определённом сорте людей, которые на «малых сих» пытаются лечить комплекс неполноценности и врождённые социальные травмы.
     С точки зрения литературной читателя ожидают сюрпризы: так рассказ о лесорубах или сплаве негров до Браззавиля удивляет неожиданной поэтичностью. Это практически стихи в прозе. А пропаганды в чистом виде здесь, как ни странно, очень мало. Лондр далёк от ревлюционной идеологии (к слову сказать, в 1920-м году он побывал в Советском Союзе, но то, что он там увидел, ему вовсе не понравилось). Он ездит по свету - будь то Африка, Греция, Китай - и клеймит любую, оказавшуюся в фокусе несправедливоть...
     А справедливость, судя по всему, кажется ему недостижимой. Впрочем, экзистенциальные воззрения Лондра вряд ли волновали советских издателей. Фактуру вполне можно было подогнать под требуемый «политической ситуацией» стандарт - что и было сделано. Поэтому сборник «Негры вместо шпал» является типичным образцом пропагандистской литературы начала 30-х годов. И в этом его основная историческая ценность.
     Полнотекстовая версия - здесь http://elibrary.gopb.ru/eReader/index.php?idbook=584891&basename=GOPB_AZ&page=1&scale=1

labores, рецензии

Previous post Next post
Up