Опять про "Дачников"

Sep 24, 2012 21:05

      Сижу, читаю критику разных лет на горьковских "Дачников"... И вдруг натыкаюсь на ЭТО:
     " ...Товстоногов смотрит на проблему "дачной жизни" безнадежно. В многочисленных рецензиях на товстоноговских "Дачников" их авторы часто жаловались на холодность режиссерского решения. "Эквивалентом горьковской злости стала отчужденно презрительная позиция режиссера. Почти на всех персонажей Товстоногов смотрит ледяным взглядом, и в его холодности есть оттенок скучливого равнодушия. Медлительная простота спектакля обладает плавной невозмутимостью. Его ход не сотрясают мощные и болезненные удары сострадания". [51] 
     Здесь все уже давным-давно все про себя знают. И никто не стремится что-то радикально в своей жизни изменить. Дачники живут по накатанному кругу и начинают напоминать не людей, а какие-то заколдованные куклы. Вот, в финале первого акта "Шалимов - В.Стржельчик появляется, слегка потряхивая головой, словно отвешивая поклоны с эстрады, и с безошибочным чутьем профессионального волокиты направляется в сторону Юлии Филипповны. Но, сообразив по дороге, что хозяйка дома, верно, не она, останавливается на миг, поворачивается всем телом, как манекен, и с тем же выражением угодливости и почтения на лице идет к Варваре. Он - как будто автомат." (выделено мной - Л.Н.) [53] В последнем действии, когда Влас будет декламировать под звуки фортепиано крамольные стихи о "маленьких нудных людишках", Басов - Олег Басилашвили, который явно не вникал в их содержание, машинально отстукал ногой ритм мелодии Власа. 
     Едва ли не самым "кукольным" персонажем здесь оказывался Суслов - Олег Борисов. А.Смелянский сравнил его с Климом Самгиным: "О.Борисов играет тему пустой души, как неизбежное следствие выродившейся идейной жизни, в которую никто из дачников не верит и никогда не верил". Суслов оказывался "человеком, наглухо закрытым, все его эмоции будто сдавлены под прессом". [54] Он равнодушно принимает сообщение не только о несчастье на строительстве, где служит, но и приезд дяди с богатым наследством. 
     Свой монолог в четвертом акте герой произносил совершенно обдуманно, не как внезапно прорвавшийся нарыв, ставший в какой-то степени откровением для него самого, но как истину, давно открытую и известную ему. Он начинает говорить, сидя рядом с Марьей Львовной, "идейной женщиной". Говорит спокойно, логически четко, и только одна мысль подается им крупным планом, на взвизге, с оскалом перекошенного судорогой лица. Это фраза о "россказнях, призывах и идеях", в которые инженер давно не верит. Духовный мертвец, убежденный, что "человек прежде всего - зоологический тип", который хочет "пить, есть ... и иметь женщину", он не понимает, что именно за такую жизненную позицию теперь расплачивается. Во всем существующем рядом с ним мире инженера занимал только один человек - красавица-жена Юлия (Н.Тенякова). Но она не в силах терпеть рядом с собой пустую душу, "чертову куклу", наделенную только иронией. Она предлагает ему убить и ее, и себя. "Убить не смогла и смирилась. После сцены с револьвером она начинала философствовать - с Марьей Львовной, говорить об абстрактных вещах, из чего видно, что она примирилась с такой своей жизнью. В четвертом акте она уходит вместе с мужем - "продолжать нашу жизнь", - комментировал ее историю в пьесе режиссер. [55] 
     Трагедия "дачников" возникала в спектакле Товстоногова как трагедия людей, которые несут в своем подсознании память о прошлом, в котором у них когда-то были светлые мысли и мечты, в котором они действительно были лучше. Теперь они уже давно не те, но не могут понять, почему окружающие их люди (и прежде всего самые близкие люди - жены) не относятся к ним, как прежде. Это непонимание трагично. Но высокая трагедия снимается фарсовым началом. Потому что эти люди все-таки не столько живут, сколько играют в жизнь, проигрывая ее.
     Как писали позже критики, "уличенные первыми тремя актами в повальном и безнадежном скотстве, горьковские герои вдруг становились участниками и носителями драмы. Драмы жизни, драмы времени. Или, точнее - безвременья". [57] 
     Красивый сценический фон, созданный художником Э.Кочергиным, был нужен Товстоногову для пластического выражения призрачности, миража, символизирующих жизнь дачников. Пространство в спектакле Товстоногова "переливалось нежнейшими красками Клода Моне в танцующей ворожбе зонтиков и страусовых перьев огромных дамских шляп", [58] притягивало успокаивающими цветами: "Зеленое кружево драпировок. У авансцены слева зеленый диван и кресло, справа - зеленый рояль, светлый, весенней зелени. Слева и справа поразительного изящества керосиновые светильники. Линии изысканные, прихотливые, текучие". [59] По словам Смелянского, в этой обстановке можно было бы сыграть "Трех сестер". Создавался контраст красивого фона и грязи в отношениях, в устоях, апологией которых становилась сцена пикника. "Упившись и став на карачки, адвокат приглашает собратьев наслаждаться природой. Он философствует: пальцами разлепляя пьяные слепляющиеся веки, призывает смотреть на жизнь доверчивыми, детскими, дружескими глазами. (...) Придя в соответствующий подпитию градус гражданской скорби, адвокат вдруг воспылает любовью к своей родине: "бедной, огромной, нелепой стране". "Россию мою! Все и всех я люблю!" Вслед за этим любовным признанием Басов смачно и трубно высморкается". [60]  
     Очевидно, такая же судьба ждала Власа. Мотив превращения обычного человека в марионетку, раба собственного образа жизни Товстоногов попытался наметить в образе этого юноши. После того, как Басов пускает сплетню о нем и Марье Львовне, у юноши появляется стыдное ощущение, что его интимная жизнь - отныне достояние гласности, и это заставляет его взорваться. "Это важнейший стимул для крайнего ожесточения, и это состояние Власа будет длиться до конца пьесы. Если раньше он шутил, то теперь перестал". [64] И в этом новом его состоянии не было ничего лирического или победоносного. Это было последнее и единственное, что оставалось сделать Власу, чтобы не слиться окончательно с миром пошлости и безнадеги. 
     В спектакле Товстоногова "жанровые переходы из фарса в трагедию и наоборот так молниеносны, что швы практически не ощутимы. Здесь краски смешаны или наложены друг на друга таким образом, что чистая жанровая перспектива почти невозможна. Многоголосье жанровых характеристик создает неповторимую в своей динамике сценическую среду. Так для Варвары жизнь в этом затхлом мире становилась особенно жестокой драмой. Она "единственный персонаж в пьесе, для которого отсутствие нравственного климата, "растительная" жизнь дачников оборачивается человеческой катастрофой". [66] На репетициях Товстоногов убеждал артистов: "Все воспринимается через нее. (...) Мне кажется, тут должна быть аналогия с надеждой Монаховой из "Варваров" - трагедия русской женщины". Таким женщинам, как Варвара, нужно за кем-то идти, кого-то поддерживать, но вдруг выясняется - некого. Товстоногов хотел в финале спектакля "ввести ее в безумие". "Про нее говорят - "Она сошла с ума", но это фигурально. А у нас она сойдет с ума буквально. Ее уведут со сцены, как безумную". [67] 
     Варвара, по замыслу Товстоногова, должна была стать своего рода искупительной жертвой. Режиссеру казалось, что она истинно трагическая героиня спектакля. "Ей свойственно просветление через страдания. В то же время ее не покидает чувство, что она неправильно живет, и у многих есть основания ее обвинять". [68] От актрис он требовал "искать непосредственное, детское восприятие окружающего" в своей героине, полагая, что только такой человек, наивный, доверчивый, нравственно очень чистый, и мог столько лет верить, будто что-то сохранилось еще в душе ее мужа-пошляка. Но уйти из этого мира ей было некуда. Режиссер вымарал из диалогов в четвертом акте реплику Варвары "Куда я уйду?" и, соответственно, ответную реплику Двоеточия: "Ко мне бы". "Дождь перед последним актом, как признак надвигающейся осени", залитая холодным светом дача ("огромное пространство дачи - таких дач не бывает, космическая дача"), мертвящая атмосфера свидетельствовали, что все в этом мире мертво. 
     Безумие Варвары Басовой здесь почти никого не трогает. Ее трагедия страшна тем, что лишена свойственного трагическому жанру светлого начала, катарсиса. "Истинно трагическое не только скорбит о гибели индивидуальности, ее тяжких страданиях, раскрывающих невосполнимость утраты. Этой гибелью и страданиями также утверждаются "бессмертные общественно ценные начала, заложенные в этой неповторимой личности. Трагедия, ставя человека лицом к лицу со смертью, как бы прожектором освещает смысл ее жизни. (...) Однако кто мог скорбеть о задыхающейся в атмосфере дачной жизни, погибающей прекрасной женской душе в этом мире? Никто. 
     Рождению трагедии мешало и отсутствие необходимого условия для трагического героя - свободы выбора. У Варвары здесь выбора не было. Нравственно безупречный герой становился иллюзией. 
     Таким образом, и эта постановка "Дачников" была решена как трагифарс."
     .... вооот на какую постановку мне хотелось бы попасть!... И ведь какой "букет" был - Басилашвили, Малеванная, Олег Борисов, Тенякова!
     К чести аргентинского режиссёра надо сказать, что трактовку горьковскому тексту он попытался дать очень похожую. И это ему вполне удалось, несмотря на урезку, подгонку и возгонку. 
     ...Только вот чего-то грустно мне стало после прочтения сего, дорогая редакция. Где та Варвара, где тот БДТ, где тот Товстоногов, где тот Влас. Где тот Большой Каретный, где мои 17 лет...

комуйтонадо, россия, культур-мультур

Previous post Next post
Up