Венди Сулька, Леди Гага и Гришковец...

Feb 22, 2011 20:50

     Многоуважаемый френд velworks удостоил мой пост с  zemphi.livejournal.com/281276.html аналитическим комментарием, который я просто обязана выложить отдельным постом. Ибо он великолепен.
     ... А вы поди всё пиоте, да?!

"Хорошо, но малость декларативно. По роду деятельности мне приходится много и часто ездить в Японию, и вероятно по этой причине ( Read more... )

кУльтур-мультур, ЖЖ, экзистенциальное, трэш

Leave a comment

sevarybkin February 23 2011, 00:17:49 UTC
Говоря про американскую культуру, критик забыл для кучи упомянуть Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя. Обычно этими именами и заканчивалось знакомство совковой интеллигенции с американской культурой. Тот факт, что он с ней не знаком, не означает, что её там нет или что она закончилась в 19-м веке.

Reply

velworks February 23 2011, 00:40:34 UTC
Ну Вы напрасно так. Я живу в этой самой Америке скоро двадцать лет, как. И умышленно не упомянул ни Николсона Бэйкера, ни Теодора Рётке, ни обожаемого мной Рассела Эдсона, которого даже переводил, не потому, что переводчик (как раз нет), а просто из желания поделиться. Ни Чарлза Симича, и т.д. Я говорю тольго о неотягощенном сознанием преемственности мэйнстриме. А он, признаюсь, меня пугает. В особенности своим ценностным релятивизмом, не опирающимся на культуру. Я недаром упомянул джаз, единственное в сегодняшнемвсе еще мэйнстриме, что в эту парадигму не вписывается (нк, еще нью-йоркский downtown), но это же ad marginem, а даже в альернативном мире преобладают клоуны, вроде Anthony and the Johnsons, не тянущие на то, что быть частью культуры. Ну нет в сегодняшней американской поп-культуре ни своего Мано Соло, ни своих la Bersuit Vergarabat, ни своего Тошинори Кондо (который уже давно не джазмен). За пределами джаза китч становится мэйнстримом.

Reply

sevarybkin February 23 2011, 00:51:45 UTC
Когда кто-то что-то "умышленно" не упоминает, особенно после определённых заявлений, то тем самым он как бы искажает действительнось. Живя с Вами по соседству 15 лет, я регулярно читаю как в российской прессе, так и блогосфере безапелляционные заявления о "тупых америкосах". Раз уж Вы такой знаток американской культуры - зачем же уподобляться? И, кстати, упоминать в одном ряду Эдгара По и Марка Твена всё равно, что уравнивать Донцову с Василием Шукшиным.

Reply

velworks February 23 2011, 01:10:36 UTC
Интересно, кто же здесь Донцова, и кто Шукшин. Перечитайте стихи Эдгара По в оригинале, и Вы поймете, что имеете дело с огромным поэтом, владевшим просодией английского стиха, как никто ни после, ни по крайней мере на протяжении двухсот лет до. А что касается Марка Твена -я не стану комментировать. Выбирая «умышленно» я выбрал то, что мне квжется наиболее фундаментальным. Ныне живущий Бэйкер - прекрасный, без обиняков, писатель. Читают его хотя бы десятки тысяч людей? Увы, не уверен. Может, разве документалистику вроде Human Smoke, или веселый памфлет Checkpoint на злобу дня. А Anthologist даже не переиздался пока в мягкой обложке.

Reply

sevarybkin February 23 2011, 01:19:43 UTC
Сейчас никто ни кого не читает, кроме той же Донцовой или книжек про Гарри Потера. Но как итальянские неоромантики породили советский кинематограф 60-х - Хуциев, Кончаловский и иже с ними, так и американские 60-ки породили их советских подражателей типа Аксёнова. И тогда никто что-то не говорил про отсутствие культуры в Америке. А у Вас получается, что как только грянул 20-й век, так там всё и потухло. Спасибо французам с японцами, а то бы вообще была труба в мире с культурой.

Reply

velworks February 23 2011, 01:46:29 UTC
Не с культурой, с поп-культурой. Вы же чувствуете разницу, если полвека назад читаемым поэтом был Тед Рётке, то сегодня - если сегодня кто-то и читает стихи на английском, то это Буковски... Уровень разный. Понимаете, я не встречал образованных молодых японцев, по крайней мере не слышавших фамилию Дзюндзабуро. А американского студента, знающего, кто такая Луиза Боган, нужно долго искать на гуманитарном факультете не всякого университета. В результате образуется вакуум и возникают уродства, вроде Гаги. И, увы, это не только к Америке относится. Просто в Америке релятивизм этому способствует. Никто не скажет, что получение Zac Brown Band'ом премии Grammy - "Best New Artist" - это плохо, нельзя же обидеть, если кому-то это нравится. Don't say anything unless you can say something positive!

Reply

velworks February 23 2011, 02:15:06 UTC
Понимаете, в Америке я солидарен с той крохотной горсткой пожилых учительниц и библиотекарш, выходящих на незамеченную демонстрацию протеста, когда в их городке закрывается последний независимый книжный магазин. Потому, что они понимают, что когда разобьются их английские фаянсовые чашки, и останутся одни кружки с Мики Маусами или консервными банками им. Уорхолла, или человечками Кита Хэрринга, "made in China", наступит катастрофа с простым хорошим вкусом. В Японии, Франции или Аргентине этот процесс тоже идет, но не с такой скоростью.

Reply

sevarybkin February 23 2011, 02:35:35 UTC
Если говорить про катастрофу со вкусом - раз уж в России главный писатель Пелевин, значит в "самой читающей стране" она уже давно наступила. В Торонто независимых книжных магазинов уже лет 10 как нет, но библиотеки забиты под завязку и если чего вдруг нет - закажи и доставят, было бы желание.

Reply

velworks February 23 2011, 05:07:24 UTC
Да бог с ним, с Пелевиным, как и с Венди Сулькой. Литература - вообще всего лишь отправная точка, я всего-то хотел сказать, что отсутствие глубокой культурной традиции и оценочный релятивизм (своственные обществу потребления)неизбежно рождает пошлость. В любой стране света. Прогресс, что за российский трэш пока никто не заступается.

Reply

zemphi February 23 2011, 11:13:36 UTC
Сева, насколько я понимаю, коментатор больше про спрос и популяризацию культуры, а не про предложение.

Reply

sevarybkin February 23 2011, 14:03:59 UTC
Да нет, говорит он именно про её наличие вообще. Я, как в прошлом филолог, интересуюсь в основном литературой, так вот американская послевоенная литература, на мой взгляд, значительно превосходила ту же советскую (за редкими исключениями нескольких гениев типа Астафьева или Шукшина). Главное отличие американской культуры от других - её деятелей не очень волнует, что о ней думают в тех же Франции, Японии или Росиии. Спрос же на культуру всегда и везде крайне мал и элитарен, а популяризация её всегда выборочна или искусственно навязана. Нам в Совке только казалось, что мы самые умные и образованные: ну как же, "Новый мир" в метро у каждого третьего. А оказалось, что это всё от недостатка выбора. Как только он появился - народ в лучшем случае переключился на Веллера и Улицкую, а в худшем - на "Рабыню Изауру".

Reply

zemphi February 23 2011, 14:06:32 UTC
ну да, про то и речь. Потому трэш и цветёт буйным цветом. И по ходу выяснилось, что на нём можно делать немалые деньги.

Reply


Leave a comment

Up