Символы в живописи. Аллегория пяти чувств. Изображение пяти чувств в европейском искусстве.
Пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. На немецком обычно представляется в виде 5G: Gesicht (лицо → глаза → зрение), Gehör (слух), Geruch (запах), Geschmack (вкус), Gefühl (ощущение или чувство, осязание на немецком→ der Tastsinn). Тут важна каждая деталь, вплоть до последовательности перечисления, поэтому приведу цитату из берлинского журнала Der Bazar 1858 года: «Die fünf Sinne: Geschmack, Geruch, Gesicht, Gehör, Gefühl».
Одно из самых ранних изображений пяти чувств было найдено в немецком городе Констанц (город на Боденском озере, на границе со Швейцарией). За неприметными стенами обыкновенного дома, расположенного на узкой улочке неподалёку от городского собора, в 1936 году была обнаружена великолепно сохранившаяся средневековая роспись, в том числе и компрозиция, изображающая «Пять чувств».
Настенная роспись датируется приблизительно 1320 годом.
Konstanz, Das Haus zur Kunkel (Münsterplatzes 5). Mittelalterliche Wandmalereien.
В центре композиции с короной на голове восседает король (правитель) в окружении пяти животных. Правитель не просто контролирует свои чувства, но и совершенствует их. Ему есть с кого брать пример, представители животного мира наделены намного более развитыми, чем у человека, органами чувств. Кабан лучше слышит, у рыси зрение острее, у обезьяны более тонкий вкус, стервятник обладает лучшим обонянием, а паук - чувствительностью (в данном случае считается, что изображен паук как воплощение осязания, хотя, глядя на сохранившееся нечеткое изображение, я было подумала, что это черепаха). От каждого из изображенных животных тянется тонкая связующая нить к одному из органов чувств человека. Можно сказать, что животные в данном случае представлены как образцы для подражания.
ba0eaee2582354185ce3b8c54a5dd986.gif
В XIII-XIV веках для иллюстрации пяти чувств помимо самих органов чувств (глаз, ухо, нос, рот, рука) и разнообразных животных стали изображать человеческие фигуры, выполнявшие некое действие, намекавшее на описываемый орган чувств. Поскольку в латыни слова, обозначающие пять чувств, мужского рода: visus (зрение), auditus (слух), odoratus (обоняние), sapor (вкус), sensus (осязание) - их традиционно изображали в виде мужских персонажей. К XVI веку аллегории пяти чувств всё чаще представляют в виде женских образов (та же история, что и с музами, просто само слово «аллегория» женского рода).
Один из ведущих художников фламандской живописи и графики конца XVI века Мартин де Вос (Marten de Vos; 1532-1603). Серия офортов «Пять чувств» работы гравёра Адриана Колларта (Adrien Collaert, 1560-1618).
Именно в такой последовательности представлена данная серия гравюр. Visus и Auditus (зрение и слух) стояли чуть выше других чувств. Одной из причин подобного представления является религиозное восприятие: чудеса были замечены, проповеди были услышаны.
https://n-dank.livejournal.com/108…