Из воспоминаний...
"Базовая комплектация автомобиля имела механическую коробку передач и не включала в себя обогреватель, кондиционер, радио или усилитель руля. У большинства автомобилей были указатели поворотов. Если их не было, надо было высунуть руку из окна, чтобы предупредить других водителей о своем намерении повернуть. К концу десятилетия они появились у большинства автомобилей.
1957 Lincoln Premiere
Усилитель руля появился в 1951 году на некоторых автомобилях премиум-класса. Без него управлять автомобилем было тяжело, особенно женщинам. Круиз-контроль был впервые представлен в 1958 году, но был предметом роскоши. Автоматические коробки передач уже были разработаны, но были слишком дороги для многих владельцев автомобилей и могли иметь только две передачи. Современное кондиционирование воздуха появилось в 60-х годах, хотя примитивные системы существовали уже в 50-х.
У нашей семьи первый автомобиль модели VW Beetle с радио (только AM) и радиатором отопления появился в 60-х. Радио были ламповыми и их прогрев занимал не менее минуты.
Радио в машине 1950-х.
Наш новый автомобиль не только имел обогреватель, он, к тому же, мог разогнаться до 112 км/ч! И ехать еще быстрее при спуске. Это была максимальная скорость VW Beetle. Когда у меня появилась эта машина, я пару раз разгонял ее до 177км/ч.
В машинах не было ремней безопасности. Форд представил их публике в качестве опции в 1955 году, но тогда они не стали популярны среди автомобилистов. Всем стало казаться, что Форды опасны, иначе компания не представила бы публике такую новинку. Люди боялись, что окажутся в озере, и не смогут освободиться. Я сразу понял, что это глупо. Как часто вы оказываетесь в озере? В общем, я купил ремни безопасности и всегда пристегивался, слава Богу. Впоследствии со мной произошел несчастный случай, в котором я мог бы умереть, если бы не они.
Один из первых ремней безопасности.
У автомобилей тогда часто были рули с острыми металлическими пластинами, которые могли легко пронзить грудь. Без ремня безопасности я бы слился со своей рулевой колонкой. Тогда я согнул верхнюю часть руля на 90 градусов.
Без ремней безопасности водители часто получали тяжелые травмы от рулевых колонок, их грудные клетки были раздавлены, а пассажиры вылетали через лобовые стекла.
После того, как Ридерз Дайджест начал публиковать статьи с подробным описанием несчастных случаев, в которых чья-то жизнь была спасена с помощью таких ремней, водители перестали сопротивляться этому нововведению и ремни постепенно вошли в обиход.
Приборные панели были металлическими и менее неприхотливыми, чем современные. В них всегда были встроены зажигалка и пепельница. Впрочем, для пассажиров, сидящих сзади, тоже имелись пепельница с зажигалкой. Некурящие использовали пепельницу как отделение для хранения мелочи.
Пепельница. Cadillac, 1947.
Подушек безопасности не существовало.
Зато существовали антенны, которые в каждой модели оказывались в разных местах.
У некоторых моделей были совмещенные передние сиденья, на которых могло поместиться по три, а иногда и четыре человека.
Совмещенные передние сиденья автомобиля.
Многие автомобили имели стеклоочистители с вакуумным приводом, которые работали с использованием вакуумного компрессора. Электрические стеклоочистители появились в 50-х годах и стали привычным делом в 60-х. Вакуумные стеклоочистители были капризными в эксплуатации и плохо работали при ускорении автомобиля. В ливень я периодически отпускал педаль газа, позволяя дворникам ускоряться, чтобы можно было видеть. Но это было лучше, чем ничего.
Автомобили часто были без боковых зеркал, за исключением автомобилей премиум-класса. Даже если у автомобиля было зеркало, оно устанавливалось только на стороне водителя. Если вы хотели иметь зеркало на вашем автомобиле, надо было добавить эту опцию. Я покупал зеркала на вторичном рынке, мне всегда было удобнее ездить с зеркалом. Их было трудно настроить под водителя. Для регулировки зеркала требовалось ослабить винт. Но после того как винт затягивался, отрегулированное зеркало могло запросто изменить своё положение.
Омывателей лобового стекла можно сказать не существовало. По крайней мере, я даже не слышал о них.
Белые боковины шин были повсеместными.
Шины.
Автомобили были не надежны. К 60000 миль (96 000 км) автомобили были изношены. Одометры были рассчитаны всего на 99999 миль (161000км). Я видел, как одна машина сломалась и почти пришла в негодность на 162000км. К 96000 км вы, скорее всего, износили пять наборов шин и прошли еще больше техосмотров. А при техосмотре требуются новые свечи, фильтры, а может и что-то еще. Плановое техобслуживание нужно было делать каждые несколько тысяч километров. Большинство людей делали это не так часто, как было необходимо, поэтому производительность автомобиля страдала.
Я сделал осмотр машины друга, которая едва работала. После этого она начала ездить как новая. Я стал героем. Я сам следил за своим расходом бензина, и, когда уровень начинал падать, я делал осмотр собственноручно. Это было просто, если знать, как это сделать, и занимало час. Стрелки на панели приборов должны быть тщательно установлены и зажигание настроено с помощью стробоскопа. Я купил необходимое оборудование и сэкономил много денег, занимаясь своими делами. Карбюратор был зверем, которого лучше было избегать большинству не профессионалов. Я так хорошо разбирался в устройстве автомобиля, что открыл свой бизнес и какое-то время зарабатывал на этом.
Компания Chilton опубликовала отличное руководство по обслуживанию для всех американских автомобилей. В них было все, что нужно было знать о выполнении работы над автомобилем, вместе с ценными подсказками, такими как "настройка мощности" двигателя и всеми спецификациями, необходимыми для настройки. Они подсказывали, как это сделать, шаг за шагом и в комплекте с фотографиями. Они выпускают подобные справочники до сих пор.
Барабанные тормоза требовали постоянной технической эксплуатации. Они требовали периодической регулировки, чтобы автомобиль не тянулся в ту или иную сторону, когда вы выжимаете тормоз. Это было непросто. Современные дисковые тормоза превосходят во всем, кроме затрачиваемого усилия при нажатии на педаль.
Двигатели быстро изнашивались, и моторное масло в результате этого подгорало. В середине дороги оставалась черная полоса от масла, которое подтекало из картера двигателя. Мотоциклистов предупреждали, чтобы не ехали в центре дороги из-за масляного пятна.
Автомобиль, извергающий белый дым, был обычным зрелищем, иногда они выезжали из облака. "Работа с кольцами и клапанами" была обычным явлением и неотъемлемой частью владения автомобилем.
Дым из выхлопной трубы.
По сравнению с современными, моторные масла того времени были несовершенны. Летние и зимние имели разную степень вязкости. Масла с изменяемой степенью вязкости изменили это и теперь мы можем использовать одно и то же масло зимой и летом.
Моющие масла также изменили ситуацию. Одной из проблем, с которой столкнулись владельцы, стало нарастание шлама на деталях двигателя. Это липкое вещество могло испортить двигатель и являлось одной из причин для замены масла. Моющие присадки убирали чужеродные продукты из масла и защищали его от этого.
Шлам.
В 50-х годах накопление шлама было серьезной проблемой, а автомобильные журналы кишели статьями на эту тему. Это может произойти и у современных двигателей, но больше не является настолько насущной проблемой, какой она была тогда.
Современное масло сыграло важную роль в том, чтобы позволить сегодняшним двигателям развивать такую мощность на столь долгое время. Синтетические масла лучше и экономичнее, если вы планируете беречь свой автомобиль. Двигатель, срок годности которого равняется от 64000км до 113000км, ушел в прошлое.
Обивка была, как правило, дешевым пластиком и начинала рваться и раскалываться до конца срока службы автомобиля. Чехлы для сидений продавались на вторичном рынке.
Те, кто мог себе это позволить, отдавали старую машину в счет покупки новой каждые два года. Автокредит был тоже на два года. Гарантия на новый автомобиль могла распространяться на шесть месяцев использования и 6400км. Автомобили часто выходили с завода с проблемами, поэтому гарантия была очень важна. Мы, например, купили машину, в которой не было масла в трансмиссии. Подруга купила машину с не затянутыми болтами на шасси.
В те годы существовал рынок подержанных и восстановленных покрышек. Такие покрышки могли прослужить ещё порядка 8000км. Современные радиальные шины, европейская инновация, не приживалась в США до 70-х годов. Я помню,как
Sears показал радиальные шины, резина которых выдерживала до 40 000км пробега. Я едва мог в это поверить, да и никто не мог, ведь все знали, что шины не могут служить так долго.
Sears сразу же стал основным розничным продавцом этих современных шин.
Willis Jeep Wagon (джип) попал на новый автомобильный рынок после войны, пользуясь репутацией джипа военного времени. У нас было два таких универсала. Это были довольно неплохе машины, но к 64000км эти автомобили уже заканчивали свою службу.
Willy Station Wagon. 1950.
Приборная доска Willy Station Wagon
Наш Вилли имел оппозитный четырехцилиндровый двигатель, который мог разгонять его до 96км/ч в час по ровной дороге и замедлять на холмах. Это был первый американский универсал с цельнометаллическим кузовом. 96 или 112км/ч было максимумом для большинства автомобилей. Автомобили премиум-класса с их V8 были намного быстрее. Современный туристический мотоцикл Honda имеет значительно больше лошадиных сил, чем стандартный автомобиль 1950-х годов.
Ходила байка о полицейском, который ехал на работу, когда мимо него проехал Кадиллак на скорости 136км/ч. Полицейский выжал педаль до пола, но разогнался до 112км в час. Да, он поймал парня на светофоре и выписал ему штраф. Вот только его двигатель взорвался пару дней спустя.
Существовала забавная песенка о Нэше Рамблере, который обогнал Кадиллак.
Click to view
Песня на англ. без перевода.
Nash сделал легковой автомобиль в ту эпоху, когда Beetle был популярным маленьким автомобилем. Это была аккуратная машина, которая расходовала 1 литр топлива на 12 км пути. Он мог разогнаться до 96км/ч за 30 секунд. Автомобильным журналам это понравилось, публике - не очень. Большинство современных автомобилей разгонятся до 60 км/ч меньше чем за 10 секунд.
Nash Rambler
BMW еще не был одним из лидеров мирового авторынка, каким он является сегодня. В 50х годах он только-только начал продавать свою версию трехколесного Isetta в США. Но конкуренция с VW Beetle убила его.
Isetta BMW. 1955.
Vespa также поддалась повальному увлечению миникарами в 50-х годах, выпустив симпатичный маленький автомобиль 2.5 метров длиной с двухцилиндровым двигателем, установленным в задней части автомобиля. У моей матери была такая. Нам обоим она нравилась, потому что благодаря своим размерам она была быстрой и легкой в управлении. Моя мать однажды разогналась на ней до 112км/ч.
Vespa. 1957.
Однако самым маленьким американским автомобилем стал King Midget. Несколько ветеранов войны начали продавать их в 1946 году и были в этом бизнесе до 1970 года до момента, пока новые владельцы не обанкротились. Автомобили продавались за $ 5000 в переводе на нынешний курс. У меня был такой, более поздней модели. Он имел двигатель с воздушным охлаждением, 2-ступенчатую автоматическую коробку передач и был довольно быстрым. При длине 2,6 метра он был той же длины, что и тюнингованный Harley-Davidson, который весил почти в два раза больше, чем этот 226-килограммовый малыш. Современные компактные автомобили весят около 1360 кг.
King Midget, 1957.
VW Beetle начал проникать на американский рынок. Возникла потребность в недорогих и надежных автомобилях и он стал актуальной заменой большим и ненадежным американским автомобилям. Мы все чувствовали, что в Детройте что-то прогнило. Фраза "запланированное устаревание" вошла в лексикон.
VW Beetle. 1957.
Beetle за $17 000 с двигателем объемом 1200см³, который расходовал 7,8л/км, заполнил нишу и догнал в своей популярности разрекламированные американские автомобильные компании, что они благополучно проигнорировали, позже позволив японцам выйти далеко вперед.
Harley Davidson Twin стал королем дороги. Большой удобный мотоцикл с двигателем того же размера, как у VW Beetle, был лучшим. Он проливал масло на дорогу, а владельцам приходилось заниматься ремонтом в выходные, но они занимались этим с радостью. Вся полиция ездила на нем. Более ранние экземпляры имели элементы управления, которые путали бы современного гонщика, включая ручной рычаг переключения передач, в комплекте с педальным сцеплением и ручной регулировкой опережения зажигания.
Harley-Davidson. 1950-е.
Ручную коробку передач большинство могло себе позволить. Рычаг переключения был не на полу, как в наши дни, а на колонке. Сейчас шутят, что лучшее противоугонное устройство, которое только можно иметь, - это рычаг переключения передач, но было время, когда каждый мог управлять трехскоростным ручным переключателем.
Кнопочная коробка передач. Plymouth. 1962
Мы оставляли машину на первой передаче, когда парковались. Двигатель не позволял машине катиться, выполняя роль ручного тормоза. Когда мы хотели уехать, мы выжимали сцепление, запускали двигатель, отпускали сцепление и трогались. Если бы кто-то забыл выжать педаль сцепления и повернуть ключ, автомобиль рванул бы вперед.
Треугольные форточки были важной частью вентиляции автомобиля. Можно было настроить их для отвода воздуха в машину. Это было большое подспорье.
Форточка. 1950.
Тогда мы всегда возили с собой запасное колесо на случай непредвиденных трудностей.
Packard Cavalier. 1953.
Единственным надежным способом добраться куда-то в городе была карта. Если вы ехали через всю страну, карта была еще важнее, потому что это было время государственных автомагистралей. Они продавались на всех заправочных станциях. Американская автомобильная ассоциация выпускала путеводители, которые планировали поездки с помощью путеводителя «Triptik», на страницах которого можно было найти нужный маршрут. У меня осталось много таких со времен до изобретения GPS...".
Путеводители Triptic
Предыдущие части:
Некоторые факты из 1950 USA. Часть 1: Быт и дом. Некоторые факты из 1950 USA. Часть 2: Быт и дом. Некоторые факты из 1950 USA. Часть 3: Быт и жизнь.