Потребительские группы 2

Jan 03, 2009 23:05

Характерной особенностью современной (=«американской», то есть на самом деле также и японской ) культуры является увеличивающееся многообразие потребительских групп. Здесь и объединения извращенцев (скажем, тащащихся от сцен недержания), и музыкальные субкультуры (готы, эмо), и религии (особенно новые), и объединения по кулинарному признаку (строгие вегетарианцы) - и многое другое. Как и многие другие явления новой культуры, потребительские группы находят свой аналог в культурах обществ родово-племенного строя. Так, среди индейцев прерий были распространены тайные общества, объединявшие людей из разных племён по тому или иному внешнему признаку (левши с правой родинкой, к примеру).

Однако сходство это лишь поверхностное. Два отличия подчёркивают своеобразие нынешней ситуации. Во-первых, у индейцев объединения основывались на природных качествах, пусть и выделенных совершенно произвольно. А смысл отчуждения в позднекапиталистическом обществе как раз состоит в независимости общественной и трудовой жизни от личных качеств и наклонностей. И потому участие в потребительской группе основано на произвольном выборе. Так что если у индейцев могло бы быть общество шестипалых, то в позднекапиталистическом обществе будет общество четырёхпалых, добровольно отчекрыживших себе палец.

Во-вторых, у индейцев тайные общества вероятно были средством обеспечения этического единства, это своего рода прообразы «этического государства» (Гегель) в догосударственный период. У нас же, напротив, потребительские группы являются средством создания неоднородности в обществе, где качества, присущие отдельному человеку, остаются не замеченными. В общественно-хозяйственной структуре капиталистического центра это одновременно и средство абсолютного увеличения потребления, и средство перераспределения прибавочного продукта (создаваемого за пределами кап. центра, на промышленной периферии). Кроме того, это форма нового самосознания. Об этом в следующей заметке.

Previous post Next post
Up