Хороший текст на Яндекс-Дзене. Ну и свои пять копеек вставлю.
Традиционная картина, которую рисовал советский агитпроп, была проста: царский режим и капиталисты беспросветно угнетали рабочих, те и поднялись на революцию. Теперь ей нередко противопоставляется другая: рабочие под властью царя-батюшки жили очень хорошо - лучше, чем потом при большевиках. При этом из последней делают два диаметрально противоположных вывода: либо глупые рабочие, что совершили революцию и подорвали своё собственное благосостояние, либо рабочие вообще ни при чём в революции.
Как везде и всегда, заработки рабочих очень сильно зависели от профессии и квалификации. Средняя зарплата промышленных рабочих в 1913 году в Российской империи составила 263 рубля за год.
263 царских рубля на нынешние - 241 000 (1 рубль 1913 года равнозначен 917 рублям 2018-го), таким образом, месячная зарплата промышленного рабочего составляла чуть больше 20 тыс. руб. - zemfort1983.
При этом, например, текстильщицы зарабатывали около 200 рублей в год, чернорабочие - 360, строители - 700, железнодорожники и металлисты - 1200.
Для сравнения: учителя народных школ и мелкие служащие получали 200-300 рублей в год (меньше чернорабочих), учителя гимназий - от 750 до 2000 рублей в год (в зависимости от стажа), инженеры - 2 - 4 тыс., министры - 20 тыс.
В 1913 году средняя цена килограмма чёрного хлеба в Москве составляла 5 копеек, мяса высшего сорта - 50 копеек, пара мужских ботинок стоила 3 рубля.
Московские цены 1913 и 1953 годов - zemfort1983:
Сталинские цены 1947 года - zemfort1983:
Брежневское изобилие 1972 года - zemfort1983:
Социальное положение рабочего это не только зарплата, но и страхование от несчастных случаев, доступ к образованию, досугу и т.д. На большинстве промышленных предприятий рабочий день в начале 20 века был законом или трудовыми соглашениями ограничен 10 с половиной часами, а фактически в среднем в 1913 году он составлял чуть менее 10 часов.
Средняя продолжительность трудовой недели, по данным БСЭ, в 1913 г. составляла 58,5 часов, в 1975 г. - 40,7 часов - zemfort1983.
Имелась неуклонная тенденция к его дальнейшему сокращению, причём за стачки с чисто экономическими требованиями рабочие не подлежали ответственности. Расширялось число касс взаимопомощи рабочих, создавались народные дома и народные библиотеки для просвещения, после 1905 года могли действовать легальные профсоюзы, не занимавшиеся политикой.
Следует отметить, что церковные праздники, когда обязательная работа была запрещена, и воскресенья составляли в общей сложности 120-130 нерабочих дней в году. Лишь во время Первой мировой войны в 1915 году правительство пошло на непопулярную меру, сократив число нерабочих праздничных дней (не считая воскресений) до 20.
Особенно заметные изменения в жизни рабочих и других низов русского общества происходили в годы экономического подъёма накануне Первой мировой войны. Менялась структура потребления: снижалось количество выпиваемых спиртных напитков, увеличивалось количество мяса, чая и сахара в рационе рабочих, чёрный хлеб вытеснялся белым. Грамотность в среде городских промышленных рабочих стала почти поголовной, чтение газет сделалось обыденным и массовым явлением.
Рабочие в 1913 году составляли примерно 5 млн., а вместе с членами семей - больше 20 млн. населения империи, то есть примерно одну седьмую его часть. Но в политической жизни страны рабочие играли непропорционально большую роль благодаря концентрации в крупных городах.
Первая мировая война привела к некоторому падению жизненного уровня рабочего населения. Его реальная покупательная способность за три года войны снизилась примерно в два-три раза.
Никакого двух- или трёхкратного падения жизненного уровня, естественно, не было. Если он и упал, то совсем незначительно, поскольку правительство массово закачивало в экономику и социальную сферу невиданные ранее ассигнования, направленные на смягчение последствий военных действий (у крестьян, например, из-за повсеместной раздачи пособий ушедшим на войну кормильцам уровень жизни даже повысился) - zemfort1983.
Но не только это порождало массовое недовольство: в Германии, к примеру, глубина экономического падения была ещё ниже. Дело в том, что война прервала рост благосостояния, к которому уже привыкли.
Ещё в середине 19 века французский историк Алексис Токвиль заметил один феномен: порядок, свергаемый революцией лучше того, который ему предшествовал. В начале 20 века Россия стремительно богатела, а её строй становился либеральнее. Это улучшение породило ожидания дальнейшего стремительного улучшения, которые внезапно прервались войной.
Но самое главное - что Февральская, что Октябрьская революция 1917 года была делом не столько рабочих, сколько солдат тыловых воинских частей. А стала она возможной только вследствие недееспособности правительственных структур.