Александр Виноградов и Владимир Дубосарский - герои своего времени, "постперестроечного" дикого капитализма. Сформировавшиеся в бешеные 1990-е и циничные 2000-е, они невероятно точно уловили дух эпохи: на их картинах вроде бы всё понятно, узнаваемо и "просто" - как хочет зритель, - но в то же время проникнуто нескрываемой иронией и часто даже стёбом. Диптих "Лето" 2002 года был создан дуэтом на пике популярности. Это характерная для них работа, в ней есть всё: жизнеутверждающий сюжет, яркость красок, реалистическая прямота изображения (столь ожидаемая тогда зрителем) и, что самое важное, одновременная ирреальность происходящего - тонкий, едва заметный поворот в сторону абсурда.
"Лето" - это идеальный мир неги и удовольствия, того самого рая на земле, который художники старательно создавали в своём творчестве. Здесь применён их любимый сюжетный приём: герои картины окружены привычным нам среднерусским пейзажем, но заселён он экзотической фауной. Две обнажённые красавицы принимают солнечные ванны и ведут непринуждённую беседу. На переднем плане разгуливает сложивший хвост павлин (символ тщеславия), сидит немного растерянный волчонок (символ соблазнения), пикник состоит лишь из фруктов - разрезанного красного арбуза (символ сладострастия), вишни (символ плотского греха) и яблок (символ греха первородного). Любители классических жанров Виноградов и Дубосарский изобразили красоту, но с небольшим налётом порочности, словно это образ того времени, в которое эта картина создавалась.