Усилиями одной неравнодушной тетеньки получилось вот это:
http://www.russianballet.ru/line/line2010/line06_10.htmlМихаил Тимаев: «Язык танца понятен без перевода!»
Международный фестиваль классического балета имени
Рудольфа Нуриева, 23-й по счету, открывался в Казани балетом «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в постановке Георгия Ковтуна. В титульной роли выступал солист Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля Михаил Тимаев, годом раньше ставший лауреатом Московского конкурса артистов балета и балетмейстеров. Об участии в конкурсе, о театральных дебютах и взглядах на искусство балета с Михаилом Тимаевым беседует
Мария Герасимова.
- Михаил, что вы исполняли в Москве?
- В конкурсе три тура: на двух - классика и современный танец, третий - только классика. В первом туре я танцевал Солора из «Баядерки» и современный номер «Выбирая цель». Во втором - вариацию из «Лебединого озера» и современный номер «Харон» в хореографии Анастасии Кадрулевой.
А в финале - вариацию Ланкедема из «Корсара» и вариацию Голубой птицы из «Спящей красавицы»
- Тяжело было?
Все было неплохо. Окружение знакомое и дружелюбное, среди конкурсантов было много знакомых. Но, как бывает, кто-то ногу подвернул и выбыл, другой с травмой дотанцевал. Для меня было тяжело то, что на новой сцене Большого театра, где проходил конкурс, пол покатый, причем довольно сильно, а я на покате никогда не танцевал. На втором туре у меня с опорной ноги тапочка сползла в начале вариации. Но я дотанцевал, не подал виду, хотя на этой ноге надо было вертеться. Зрители не обратили внимания, а вот жюри, наверное, заметило, но никто ничего не сказал. А в третьем туре дрогнула душа: общее нервное напряжение, конечно, было, но я смог успокоиться.
- Что дало вам третье место на этом конкурсе?
- Этот конкурс один из самых известных и быть его лауреатом - значит заслужить абсолютный статус высококлассного танцовщика. Я не ожидал, что стану лауреатом. На победу на-
страивался, конечно, но призовое место стало для меня неожиданностью.
Современные конкурсы отличаются от тех, что были пять-десять лет назад. Техникой сейчас сложно удивить - все делают головокружительные трюки на грани акробатики, а вот об артистизме немного забыли. В моих современных номерах акцент делался на артистизм.
- Что дал вам статус лауреата?
- Серьезных официальных предложений о сотрудничестве с другими театрами не было. Но сейчас никто никуда никого и не приглашает. Ни в Большой театр, ни в какой либо другой, будь ты хоть суперзвезда. Если ты хочешь чего-то добиться -сам должен о том заботиться.
- У Вас большой потенциал, а балетный век короток. Просто встать в пятую позицию и ждать милостей от судьбы - непростительная расточительность. Не хотите проверить свои силы? Есть планы?
- Есть. Но делиться ими пока не буду.
- У Вас есть какой-нибудь ритуал перед выходом на сцену?
- И тоже - не скажу. Практически у всех артистов существуют приметы и маленькие ритуалы перед выходом на сцену. А на конкурсах без них никто и шагу не делает.
- Тогда, может быть, поделитесь мечтой? Есть партия, которую вы еще не станцевали, но очень хотите станцевать?
- Раньше я мечтал станцевать Спартака, нотолько у Григоровича. Все танцовщики мечтают станцевать эту партию, но она очень тяжелая. Сейчас «Спартак» вошел в мой репертуар, танцую его в хореографии Георгия Ковтуна, который много сотрудничает с нашей труппой. Его спектакль масштабен, на сцене много массовки, хор,сюжет отличается от традиционного, он построен на античных хрониках и главное в нем - взаимоотношения двух братьев - Спартака и Красса.
- Кто из хореографов вам по душе?
- У меня нет ярко выраженного пристрастия к хореографии какого-то одного автора, у каждого есть свое, неповторимое, и именно это хочется станцевать. Сейчас много современной хореографии. В Европе, например, 90% приходится на модерн - танец, а 10 - на классику. Поработать на другой сцене было бы интересно -в современной хореографии много возможностей. В Казани же главный акцент делается на классику, а хочется
разнообразия.
- На нынешнем фестивале наметился определенный прорыв в этой области -спектакль «Quatro» хореографа Эдварда Клюга в исполнении солистов Мариинского театра. Хотели бы поучаствовать в таком спектакле?
- Да, мне очень понравился этот балет. Это именно то, что мне бы хотелось танцевать. Важно, что Клюг и питерские артисты «нашли» друг друга.
- Вы правы: сочинить балет - полдела, нужно, чтобы его исполнили «правильно».
- Найти исполнителей, которые смогли бы воплотить на сцене идеи хореографа на должном уровне сложно. Так было и с нашим балетом «Сказание о Йусуфе». В Казани есть уникальный исполнитель главной партии - Нурлан Канетов,
балет поставлен именно на него и на наш театр. И переносить его на другую сцену - едва ли плодотворно. В Казани зрителю понятна сама тема, зрители на генетическом уровне «знают» легенды о Йусуфе. А будут ли они понятны другим? Хотя… Мы все-таки владеем удивительным языком, который понятен всем без перевода.
Беседовала Мария Герасимова