Запоздалые впечатления или мужчины в балете:)

Jun 13, 2010 17:50

 Накануне страшного долгожданного события, коим уже давно является училищный Гала, именуемый весьма нескромно «В честь танца», я решила окунуться в приятные воспоминания майских дней и собрать уже слегка поблекшие эмоции, оставленные двухнедельным марафоном Нуриевского фестиваля. 
Итак, впечатления - те, что как вспышка!
Буду говорить о мужчинах. Ведь мужской танец - есть высшее наслаждение. И в таинство это женщины мной допускаются весьма неохотно. Хотя, красоты и таланта женского я ни в коем случае не умоляю... пару слов будет и о них
    I. Меркурьев-Эспада!  Кто может быть лучше? Наша сцена таких не помнит. Поэтому который раз главным казанским тореро становится именно ОН.
Жаль, что так быстротечны и недолги моменты наслаждения. Я продлевала их, как могла, жадно следя за каждым шагом, жестом Андрея в мизансценах, ловя себя на мысли, что совершенно забываю о солистах (коими были Денис и Анастасия Матвиенко). Я таяла от блаженства, даже не пытаясь разогнать дурман, в котором пребывал мой разум. О, этот взгляд, гипнотизирующий и не отпускающий, эта кошачья пластика, которая так органична и уместна в этой партии, непередаваемая игра с плащом и уникальное чувство позы. Ну, кто сказал, что МАЧО не может быть блондином? Ослепительным блондином, с локонами чуть вьющихся волос, ниспадающих почти до плеч? Одного жеста оказалось достаточно, чтобы «приручить» Уличную, одного взгляда хватило, чтобы покорить Мерседес. Вся женская половина таверны, да что там - пол Севильи попалось в сети сладострастного испанца.
По сути, спектакль для меня «закончился» вместе с уходом Эспады со сцены…. Смотреть финальное гран-па не хотелось даже ради спортивного интереса. Хотя нет! Я ждала Андрея на поклоны! Но, увы, приезд танцовщика был столь же мимолетен - вечерний поезд отправлялся рано, и Андрей отбыл, не дожидаясь конца спектакля…

II. «Потрясение» второе Мини-балет Quatro (Олеся Новикова, Леонид Сарафанов, Анастасия и Денис Матвиенко). Отсутствие сюжета, лаконизм оформления - черные стены и одинокий луч прожектора, только четыре человека наедине со своими эмоциями. Поиски жизненных смыслов посредством телесных метаний. Нерв в музыке, конвульсии в пластике. Общение на уровне символов и знаков, шифрованный код, читаемый лишь после долгих поисков, а порой и мучений. Четыре фигуры как четыре пути, как четыре в чем-то потерянных «Я», и как четыре стороны одного целого, которое пытается найти выход… Ничем не нарушенная тишина в паузах (наш зритель тоже иногда чувствует, что аплодисменты не всегда уместны), ничем не сбиваемый пульс в музыке. Что-то магически-завораживающее во всем этом действе определенно есть… Мои слова передать ощущения не в силах, это надо просто видеть…


  

Фото взяты с портала Inkazan 
Мини-пояснение. Хореографический язык, как и костюмы, выдержаны в стиле уже известного «Radio and Juliette». И хореограф отталкивался, конечно же, от уникальных возможностей танцовщиков и балерин. От их первоклассной техники и феноменального владения телом. Жду - не дождусь выхода официальной премьеры, чтобы выложить фрагментики видео (а то так еще посадят:-) ).

III. О, charmante Владимир Шкляров. О, Юноша с лицом подростка… Воплощение молодости и весны. Безоговорочный Принц, не менее убедительный Воин (свидетельство тому «Баядерке» у нас) виртуоз, а порой и трюкач, и совершенно безупречный классический танцовщик. Академичен до тошнотворности, красив до неприличия и невесомый до хулиганства:-)
Лирическое отступление. Вообще, Артистов Мариинского театра я обожаю ровно с того времени как посмотрела «Этюды» Ландера. Лицезреть это действо (пока что благодаря пиратским видео с тюбика) мне необходимо как минимум раз в неделю, иначе я начинаю скучать и чахнуть. Музыкальная школа привила стойкое отвращение к творчеству К. Черни и особенно его опусам 299 и 740 , под коими значились две тетради Этюдов - вечно разодранные альбомы с выпадающими или отсутствующими страницами. Спустя годы, уже имея кое-какой опыт фамильярно-непринужденного общения с виртуозной техникой, я все таким же недобрым словом вспоминала эти скучные сочинения. Поэтому, увидев на тот момент только фрагмент спектакля, я была крайне удивлена, что чудна музЫчка, запавшая мне в душу - есть ни что иное как оркестровое переложение этих самых Этюдов Черни. 
Владимиром я пленилась чуть позже, а именно, год назад, имея счастье видеть его на Московском конкурсе. С тех пор и балдею тихо в уголочке…:-)
Отступление закончилось :)
«Баядерка» явилась тем спектаклем, где восторги по части мужской(ого) плоти танца мне никак не абстрагировать от абсолютного восхищения Балериной. Виктория Терешкина - это высшая степень мастерства, великое понимание образа и безупречное его воплощение. Она коронованная «Мисс виртуозность», техника которой никогда не мешает вдумчиво и достоверно воплощать ту или иную роль. Попутно замечу, что титул этот Виктория поделила с Натальей Осиповой. И та, и другая вызывают у меня одинаковый эмоциональный фейерверк и совершенно искренний водопад восхищения, несмотря на очевидную «полярность» двух уникальных танцовщиц. 
Мастерство Виктории неоспоримо, танец с «шарфом» - гениален. Ее Никия такая трогательная, такая бесконечно преданно-любящая и всепрощающая, и как мне кажется, лишенная каких-либо ноток протеста. Ну, а он… он просто еще юн и легкомысленен, хотя никто не сомневается в искренности его влюбленности в прекраснейшую из баядерок…
Зря только Шкляров козлы делал в третьем акт, у него ведь такое здоровское жете партер!…. Подпортил впечатление…. Но, списываю на относительно недавний ввод в эту партию - со временем, надеюсь, либо откажется от трюка, либо будет выполнять его на уровне.

IV. Юрий Смекалов стал для меня в какой-то степени главным открытием нынешнего фестиваля. Это вовсе не значит, что до сего момента я не имела никакого представления об этом брутальном красавце. Просто его талант сверкнул новыми гранями - мною еще не виданными. Я узнала его как артиста классического театра (хоть и не совсем классического амплуа), как Творца и художника (какие изумительные у него фотоработы) и просто как уникальную личность.
Он был крайне непривычен в роли Ганса в «Жизели». Создалось ощущение, словно наш театр до того мал, что не в силах вместить всю колоссальную мощь актерского дарования питерского танцовщика. Широкие жесты, порой не совсем уместные в своей правдивости (приближенности к жизни что ли)… непривычный «бег» и «шаги»… какой-то он был иной, но тем самым запоминающийся.
… а потом был прямой эфир - и было в его бархатном, певуче-спокойном тембре, что-то притягивающее… Обладатель подобного голоса может быть только настолько же безупречно красив, как Юрий; и настолько же обворожителен в жизни, насколько он убедителен в профессии как продюсер своих собственных постановок.
На заключительном Гала изначально планировалась импульсивное «Расставание» с Образцовой под ритмы танго Д.Пауэлла. Но Евгения на спектакле сильно подвернула ногу, номер сняли. Заменой стал Монолог Тригорина (интересно он всегда фонограмму с собой на всякий случай возит?), где Смекалов выступил в достаточно традиционном для себя амплуа «первого эйфмановского танцовщика», в статусе которого пребывал аж десять лет… 
Возможности «устать» от постановок Эйфмана у меня не было. Поэтому докопаться до «цитат» или штампов, о которых в последнее время частенько упоминают, и в которых «обвиняют» хореографа я не могла. Миниатюра меня потрясла. Потряс танец - амплитудный, по-мужски широкий, невероятно пластичный, наполненный экспрессией, драйвом, и ультрабогатой палитрой мимических оттенков…          …постепенно сквозь темноту сцены вырисовывается контур атлетического тела, то интенсивнее освещаемый лучом, то вновь скрываемый облаком дыма. Все отчетливее становится слышен трагический излом музыки Рахманинова, сменяемый напряженным пульсирующим ритмом ... без того мучительные видения становятся еще более болезненными…. срыв…

Последнее. Был еще один персонаж, которого я ждала, на которого смотрела с нескрываемым восхищением и слушала, затаив дыхание. В первом блоке, посвященном Великой Победе декламировал стихи и исполнял песни Василий Лановой. Вдохновенно и пронзительно. Потому было обидно слышать в перерывах какие-то нелепые обвинения в фальши, высказываемые отдельными зрителями, не сумевшими ощутить ту силу воздействия, которую оказывал тембр актера, звучавший под великую музыку, иллюстрированную кадрами великого фильма («Офицеры»). Ведь личность эта настолько колоссальна в масштабе своего таланта, что не хочется говорить о каких-то недостатках голоса или срывах… Здесь уместны лишь восхищение, преклонение, бесконечное уважение и благодарность...

балет

Previous post Next post
Up