Старигард - Ольденбург - Данные Археологии

Dec 26, 2011 12:00


В основе поста лежит издание немецких археологов Инго Габриеля и Торстена Кемпке.
Starigard/Oldenburg - Hauptburg der Slawen in Wagrien VI, Ingo Gabriel, Torsten Kempke, Wachholtz Verlag GmbH, 2011
Дополнительно имеется информация здесь и здесь





Старигард был не только владением вагрийских наместников и временно также абодритского предвадителя / короля, но и являлся также центральным святилищем региона.




Фазы строительства города

Как показывают найденные на месте Старигарда многочилсенные монеты и импортные товары город имел торогвые связи не только в центральной и северной Европе, но и в Малой азии.



Торговые связи Старигарда

Керамику, найденную на месте городища относят к типу Менкендорф (Menkendorf).

Захоронения на территории городища были открыты в 1974 году, раскопки длились до 1985 года. Захоронения происходили по принципу Запад-Восток, при этом голова на западе. Хорошая сохранность захоронений объясняется тем, что с конца 10 в. на месте захоронений возникли жилые постройки.

Примерно третья часть захороненных людей были младенцами и детьми до одного года. Также были обнаружены 15 новорождённых и маленьких детей не на месте общих захоронений, а похороненными в домах или в непосредственной близости от домов. Перыве захоронения были сделаны в 9-10 вв.
Также были найдены множественные останки вне территорий захоронений. Речь при этом идёт о фрагментах черепов. Концентрация фрагментов черепов у северной городской стены указывает на традицию выставления голов казнённых преступников или политических противников на всеобщее обозрение.

Всего на территории городища обнаружены останки 185 человек. Из них 103 относятся к погребённым на территории захоронений, 15 принадлежат похороненным в поселении (см. выше) и останки 67 человек, рассеяные по всей площади городища.

В приведённой ниже таблицы указаны только взрослые. Таблица даёт картину о возврасте и росте людей той эпохи.











Княжий дом

Самым пожалуя важным строением Старигарда был расположенный в центре двухпролётный т.н. «Княжий дом». В «доме князя» был длинный зал (8,6 м) и длинный костёр. Размер здания расположенного по принципу восток-запад составлял 20,3 х 6,9 м.



Первая церковь

Ок. 934 г. «Княжий дом» перестраивается в церковь. Так возникает первая церковь в Старигарде. Сама перестройка «Княжего дома» в придвоную церковь говорит о несомненно глубоких изменениях в жизни старигардской знати.

Захоронения при первой церкви

Захоронения при первой церкви происходили у её южной стороны и следовали христианскому ритуалу погребения: в погребения практически отсутствуют дары. Исключения: Шпоры, Ремень, из золота изготовленные жемчюжины и т.д. Эти дары являлись символами статуса знати, представляющей себя (пытающейся себя представить) христианской по сути.



Вторая церковь

Конец 10 в. Ольденбургское епископство 972 -983. Церковь была незначительно перестроена. Для этого преиода характерными были захоронения в самой церкви. Право быть похороненным на привилегированном месте непосредственно у алтаря принадлежало основателю церкви, его ближайшим родственникам и знатным особам. Эти захоронения выделяются за счёт больших гробов, изготовленных из цельных стволов деревьев, а также за счёт предметов, опускаемых в могилу с покойником, которые больше нигде в Старигарде не встречаются: меч, сумки для реликвий, настольная игра, копьё, бронзовая чаша.


Присутствуют здесь также христианские знаки: кресты из жести, которые в двух случаях были укреплены на гробу, а также кулон-распятие.


Особенной находкой является гроб в виде повозки, борт которого был инкрустирован позолоченными пластинами. В срееднневековой Дании такие гробы были знаком важных дам, которым и при жизни причаталасоь передвигатьсяв повозке.




В 983 г. первое ольденбургское епископство нашло свой конец, вызванный восстанием союза лютичей. Церковь сгорела.




Фрагмент ворот Гнезнинского собора: Конец Адальберта

В округе некогда стоящей церкви в слое её разрушения найдены многочисленные фрагменты декоративных накладок сундучка для реликвий. Также найдены подплавленные куски как минимум двух колоколов, фрагменты обложек книг и бронзовый наперсный крест.

Языческое культовое место (кон. 10 - нач. 11 столетия)

В районе разрушенной церкви возникает языческое культовое место.



Здесь реконструкция немецких учёных

На месте разрушенного церковного алтаря был установлено квадратное каменное основание (цоколь). При этом использовались особо выбранные плоские валуны, которые акуратно выкладывались на глину (глинянный раствор). Круглое отверстие в центре должно было быть местом для Кумира. Другим элементом языческого культа являются, найденные в северной части, ритуально хранимые многочисленные остатки лошадинных черепов и конечностей. Они находились внутри и снаружи строения без перегородок длиной 16 м, расположенного у внутреннего ската вала.




Разрушение фундамента Кумира и прекращение лошадинных жертв можно связать с событиями 1018/1019 гг. Когда речь идёт о большом натиске лютичей и ответном ходе вмешательстве Кнуда Великого датского.



Первая церковь, вторая церковь и языческое капище.



Изображение с фазами захоронений и устройством капища.

Старигард, Варяжская Русь, Археология

Previous post Next post
Up