Затронул тему раньше, оказалась серьезной, не мог подступиться. Вижу пропасть в культуре, глубинных позициях. В отношении к нескольким вопросам:
1. К вопросу своего развития
2. К вопросу образования, как инструмента развития
3. К вопросу инвестиций в свое будущее
Много сказано про совковую систему образования, которая делает много "нехорошего". Что важно выделить из результатов проживания 8-15 прекрасных лет жизни:
- Человек тотально потерян, не знает что он хочет, что ему делать, привык ждать указаний сверху и подчиняться им, а не себе.
- Человек не способен самостоятельно управлять своим развитием, само понятие "развитие" дискредитировано до улучшения благосостояния, эзотерическо-духовных бредней или психотерапевтического лечения.
- Напрочь отбит вкус к познанию нового в себе и в мире (таких задач сверху никогда не спускалось)
- Какое-либо формально организованное образование, т.е. целенаправленное обучение с целью овладения новыми знаниями и навыками воспринимается очередной тягомотиной ради корочки
- Основной культивируемый способ развития - через свой опыт, грабли и ошибки. Вы же уверены, что это лучший способ обучиться чему-либо, правда?:)
Мне повезло после 3-х лет обучения в советском университете переехать жить и учиться в Израиле, где система построена принципиально иначе. На примере своего экономического факультета Тель-авивского университета выделю основное, что позволит прочувствовать системно-культурную разницу:
- Высшее образование частично-платное, стоит примерно $3 тыс в год в государственных вузах и примерно $7 тыс в частных, т.е. государство финансирует вузы частично.
- Первая степень требует 3-4 лет обучения
- Поступление на основе общенационального стандартного психотеста, аттестата зрелости и изредка экзаменов по предметам.
- Поступить не очень сложно, сложно учиться - на моем факультете после первого семестра отсеивалось около 50% поступивших (см далее про экзамены)
- Программа гибкая - можно самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения, т.е. 3-х летнюю программу можно пройти за 5-6 лет.
- Около 30% программы первой степени обязательно должны состоять из непрофильных курсов на других факультетов, на самостоятельный выбор
- Около 20% профильной программы тоже выбираются студентом самостоятельно из списка профильных курсов, т.е. только 50% программы строго определены факультетом
- Есть лекции и практика, посещение не обязательное
- Многие преподаватели имеют богатый практический опыт в своей сфере, занимают ключевые должности в экономике страны, являются членами советов директоров крупных компаний, некоторые сами владеют бизнесом и т.д..
- Экзамены письменные, анонимные, т.е. проверяющие не знакомы с учащимися
- Экзамены обычно состоят из нескольких задач, которые охватывают ВСЕ изученные темы предмета. Теории нет вообще.
- Задачи на экзаменах всегда уникальны, практичны и являют собой произведение искусства. Не решишь, если не усвоил ключевые знания. Поэтому подготовка к экзамену состоит из решения экзаменационных задач прошлых лет
- Шкала оценки 100 бальная, проходной бал 60. Все задачи рейтингуются по числу баллов, суммарное число баллов за решенные задачи является итоговой оценкой (Т.е. это не 3-4-5-и-всё, а 28, 93 и т.д.). По ключевым предметам проходная оценка 70.
- В случае провала на экзамене есть одна общая пересдача предмета в семестре. Не сдаешь - берешь курс еще раз в следующем семестре.
- Преуспевающим студентам предлагается начинать обучение на вторую степень или работать в крупных компаниях на интересных должностях
- Существует студенческая организация, которая занимается всеми сферами социальной жизни студентов, от питания, спорта, развлечений, своего бюро путешествий, до жилья в аренду по низким ценам без комиссий и специализированного агентства по трудоустройству студентов и выпускников.
- В университете красиво, современно, зелено, чисто, ухожено.
Вы понимаете, почему дети мэров и олигархов едут учиться за рубеж? На фоне западного подхода у вас не возникает мысль, что невозможно было сделать совковую систему случайно, имея при этом благие намерения? Может быть это хорошо спланированная программа по ликвидации всего живого в молодом человеке?:) Смотрите, после развала совка прошло больше 20 лет, но ничего принципиально не изменилось.
В России образование бесплатно и в большинстве своем вредно. Есть побочные положительные эффекты, типа "смекалки", необходимой чтобы "проскочить", найти эффективный путь в системе и избежать негативных влияний, поэтому основная ценность после окончания вуза - облегчение, мешок с плеч. Один мой знакомый, видя приглашение на новый тренинг, так и рассуждает: "я тренинги уже много лет назад прошел". Обучение - это детский кошмар, в котором парят мозги ненужным, развивают чувство вины и стыда, но который проходит, слава Богу. Что же, такая позиция вполне обоснована не только системой образования - посмотрите на инвестиции государства в любой сфере, которые на 90% распиливаются. Чему учиться, на каких примерах?
Позиция обоснованная, но развиваться не дает. Чего, в целом, и хотели добиться дизайнеры этой системы. Для западного человека нормальным является вложиться в образовательную услугу и получить инструмент для продвижения в сфере своих интересов. Потому что интересно развиваться, узнавать и делать новое в сфере своих интересов!
Там образование:
а) стоит денег, требует инвестиций, имеет ценность
б) реально образовывает, дает ощутимый результат
в) учит учиться, развиваться ориентироваться в новом самостоятельно
Об инвестициях. После 3-х лет обучения у меня были кредиты на сумму примерно 5-ти среднемесячных зарплат, при том, что я работал большую часть времени. Да, там нормально брать кредит и инвестировать в свое развитие. Не только откладывать значительную часть дохода на инвестиции в будущее, но и брать ради этого в долг! Потратить деньги на свое обучение, а не только на кафешку и путешествие, взять кредит на образование, а не на тачку и квартиру - это нонсенс для россиянина и норма для европейца. Другая жизнь, другая культура.
Через год после окончания вуза я получал уже в 2 раза больше и вернул все долги. В компании, где работал, 15-20% рабочего времени посвящал одобренному руководством обучению новым технологиям, что позволяло нам оставаться лидерами в своей сфере долгие годы.
Вы хотите сделать жизнь красивой, счастливой, благостной? Не нужно быть Богом, гением, просветленным. Научитесь инвестировать и начните с себя. Осознайте важные для себя сферы жизни, определите цели в них, выделите инвестиционный бюджет и составьте план действий. Ведь через 10-20 лет те, кто читают сейчас эти строки станут руководителями, от них будет зависеть будущее многих.
Удачи!