ПОЗДНИЙ, НО ЯРКИЙ РАСЦВЕТ (ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ МЕДИАЦИИ В ИНДИИ)

Dec 14, 2015 13:14

Древняя индийская медиация, утраченная в тени колонизации, сейчас заново открывается как в новой национальной, так и в глобальной версиях. Через организации, предоставляющие услуги в области медиации, стала развиваться частная медиация. Центр медиации Ахмадабада, созданный Институтом по арбитражу, медиации, юридическому образованию и развитию, стал первой организацией подобного рода, предоставляющей частные услуги в области медиации. Медиация при судах была институализирована. Центр медиации Высокого суда Мадраса стал первым в Индии центром медиации при суде, за ним последовали Центр медиации и примирения Высокого суда Дели и центры медиации при районных судах Дели. При Высоком суде Карнатаки, Высоком суде Пенджаба и Харьяны, Высоком суде Аллахабада, Отделении в Лакхнау Высокого суда Аллахабада, Высоком суде Гувахати и Высоком суде Бомбея успешно работают центры медиации. На сегодняшний день такие центры учреждены по¬чти во всех крупных судах Индии. Обязательная медиация в судах получила теперь юридическое одобрение. Информационные и обучающие программы, практические семинары для судей проводятся по всей стране Высшими судами и Верховным судом Индии.



В чем же состоит сущность медиации и чем сегодня обусловлено ее стремительное развитие?
«Чрезмерные задержки в рассмотрении дел и растущие судебные расходы настраивают людей против судебной системы. Но медиация - это не управление конфликтами, как её понимают специалисты, и не избавление от излишка судебных дел, каким её видят судебные чиновники. Это управление человеческими отношениями в ответственной и позитивной манере на благо людям и для улучшения общества. Она помогает победить мифы и иллюзии рациональным и благотворным для интересов общества способом. В медиации нет ни победившего, ни проигравшего. Медиатор находит позитивные стороны конфликтов и использует их для проведения образовательного процесса для индивидуального развития и социального преобразования. Сущность медиации заключается в свободных и честных переговорах между сторонами, в которых медиатор принимает участие в качестве обучающего праву и терпению, а также координатора процесса, смягчающего тон диалогов и стремящегося к достижению справедливого урегулирования. При наличии взаимного сочувствия и пони¬мания ситуаций друг друга обе стороны получают доступ к максимальному количеству возможных вариантов урегулирования спора. Конфликты разрешаются - и рождается консенсус как результат взаимодействия в процессе рассмотрения спора. Хитрости и ловушки больше не используются. Поведение становится этичным, и восприятие приобретает статус реальности. В результате обретаются единство, мир и новая культура, ведущая к упорядоченным социальным изменениям. Медиатор никогда не позволяет участникам строить свой успех на унижении оппонента. Когда мышление каждого из участников основывается на взаимодействии, обеспечивается психологическая ориентация общества на гармонию» .
В то время, когда медиация быстро развивается и влечёт за собой пересмотр восприятия правосудия в Индии, важно проследить основные этапы её исторического путешествия в нашей стране.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. ИНДИЯ

Несмотря на скудную документацию, считается, что практически каждое сообщество, страна или культура имеет историю использования различных методов неформального разрешения споров. Это относится и к Индии. Кроме того, в Индии нет официальных данных о развитии местных институтов разрешения споров по причине её более чем 200-летней колониальной зависимости, продолжавшейся до обретения независимости от британского правления в 1947 году. Собирая информацию по крупицам, можно найти истоки медиации в элементарной форме в древности: в постведийскую эпоху в Индии и в библейские времена в Европе. Племенные сообщества в различных частях мира также использовали методы ме-диации на протяжении столетий. В Китае Народные комитеты по медиации занимались разрешением споров на основе старинных общественных принципов, долгое время поддерживавших мирное сосуществование. У коренных американцев существовали свои процедуры разрешения споров задолго для прихода колонизаторов.
Как записано в индуистском праве Муллы, поиск законов в древней Индии начался с ведийских времён, приблизительно в V-! веках до нашей эры. Возможно, что некоторые ведийские гимны были созданы в период до 4 ООО года до н. э.
Ранние арии были очень простыми, но энергичными и жизнерадостными людьми. За спиной у них были века цивилизованного существования и мышления. Изначально они обращались к неписаному закону божественной мудрости, разума и благоразумия, который, по их убеждению, управлял небом и землёй. Так мудрость, разум и благоразумие стали первой философией примирения, прообразом философии медиации. К концу ведийской эпохи проводились философские и юридические дебаты с целью установления истины на собраниях и паришадах, которые теперь называют конференциями. У Индии одна из древнейших историй культуры, насчитывающая более 5000 лет, и около 1000 лет новой истории, во время которых она подвергалась вторжениям с Иранского плато, из Центральной Азии, Аравии, Афганистана и с Запада. Индийская культура впитала в себя те изменения и влияния, которые принесли эти вторжения, что привело к созданию поразительного расового и культурного слияния. В 29 индийских штатах существует 18 официальных языков. Каждый штат имеет свои собственные обычаи, социальные и культурные традиции. В Индии представлены все крупнейшие мировые религии: индуизм, джайнизм, сикхизм, буддизм, христианство и ислам.
За ведийской эпохой последовала эра Дхарма Шастры (кодекса поведения), во время которой педантичные юристы разработали базовую философию права. В своих учёных рассуждениях они признавали существовавшие обычаи и традиции различных сообществ. Замечательный учёный Яджнявалкья создал суд, известный под называнием Кула, который занимался урегулированием споров между членами семей, представителями сообществ, племён, каст и рас. В другом суде, называвшемся Шрени, объединение ремесленников, занимавшихся одним и тем же ремеслом, разрешало свои внутренние споры. Пуджа представляла собой подобную ассоциацию торговцев из всех областей коммерции. Во времена Яджнявалкьи наблюдался беспрецедентный рост и прогресс в торговле, промышленности и коммерции. Говорят, что индийские купцы плавали по семи морям, сея семена международной торговли. Другим примером было учреждение паришад, ассоциаций или собраний учёных мужей, начало которым положил другой учёный - Парашар. Испокон веков эти ассоциации решали споры на основе принципов справедливости, беспристрастности и добросовестности. Эти различные компоненты правового механизма обладали значительной автономией в области местного и деревенского управления и в вопросах, от¬носящихся к деятельности купеческих гильдий, союзов банкиров и ремесленников. Современная правовая теория арбитража, проводимого внутренними собраниями, по делам о членстве в коммерческих организациях и ассоциациях коммерсантов, берёт своё начало в древнем праве Индии. Дела решались на основании тех обычаев и традиций, которые утверждались совестью добродетельных и принимались к исполнению обществом. В данной процедуре отражалась современная концепция коллективных методов разрешения споров с сильным элементом добровольности, что, опять же, составляет основу со¬временных процедур медиации. Впрочем, медиация в полной мере использовалась в Индии уже много веков назад.
Вот что говорил о ней древний индийский юрист Патанджали. «В медиации быстро преуспевают те, кто прилагает все свои усилия [для урегулирования], а не ищут, кто был прав, а кто вино¬ват». Установленным фактом является то, что сложные дела разрешались не в королевском суде, а королевским медиатором.
Во время правления Моголов император Акбар во многом полагался на своего министра-медиатора Бирбала. Наиболее известно дело о том, как две женщины спорили по поводу материнства в отношении одного ребёнка Когда суд не смог установить, кто из них является настоящей матерью, Бирбал предложил разрезать ребёнка пополам и отдать каждой из женщин по одной половине. Настоящая мать отказалась от своего требования, чтобы спасти жизнь ребёнку, тогда как мать ненастоящая согласилась на такое разделение! Так медиатор определил настоящую мать, и ребёнок был отдан ей. Это лучший пример интегративного подхода к урегулированию проблем: установление неочевидного из очевидного. Умение найти непрямой и оригинальный способ разрешения спора теперь считается наиболее важным для медиатора.
Считается, что деревенский панчаят, состоявший из пяти мудрецов, признавался и принимался в качестве органа примирения и принятия решений. И хотя многие исследователи видят в решениях панчаята аналогию медиативного урегулирования, всё же в системе панчаята прослеживается больше элементов арбитража, чем медиации.
По мере того, как росли размер и структурная многогранность сообществ, процесс неформального принятия решений становился более сложным, что привело к необходимости развития формальных систем правосудия. На самом деле сообщества не могли расти и усложняться, не создав предварительно такую систему урегулирования споров, которая была бы способна поддерживать мир и гармонию в обществе и способствовать эффективному развитию торговли и коммерции.

МЕДИАЦИЯ В США

В 1970-х годах теория медиации в США развивалась в двух различных направлениях.
Одна школа считала, что медиация должна быть продолжением судебной системы, и даже видела в медиации эффективное средство для ограничения спектра рассматриваемых в судах вопросов. По мнению другой школы, медиация должна быть отделена от судебной системы, поскольку в качестве независимого института, отделённого от судебной бюрократии, она может принести гораздо больше пользы, чем состязательная система правосудия.
Конференция Паунда 1976 года стала влиятельной силой для пересмотра загруженной делами судебной системы США. На этой конференции судебные юристы приложили большие интеллектуальные усилия для улучшения американской судебной системы. Срочная необходимость в альтернативах судебному разбирательству материализовалась в концепциях «суда со множеством две¬рей» и «центра правосудия по соседству». Концепция «суда со множеством дверей» была разработана профессором Франком Сандером из Гарвардского университета. Она состояла в том, что при обращении в суд спорщикам предлагался весь спектр способов разрешения спора, включая собственно суд, арбитраж, медиацию и иные методы АРС. Такая система могла способствовать достижению наиболее удовлетворительных результатов, поскольку ответственность за проведение альтернативных процессов, включая медиацию, оказывалась в руках судебной системы. Постепенно концепции переговоров и методик общения были введены в качестве существенных элементов разрешения споров. Получила признание идея нейтрального третьего лица, помогающего сторонам в споре найти их собственный способ урегулирования вместо навязывания им своего решения.

ЭВОЛЮЦИЯ в ИНДИИ

Как уже говорилось выше, в Индии медиация, примирение и арбитраж в их неформальной форме исторически являются более древними, чем современная англосаксонская состязательная система права. Медиация получила широкое распространение в среде предпринимателей в период, предшествовавший британскому правлению в Индии. Споры между ними разрешались махаджанами, или уважаемыми, беспристрастными и рассуди-тельными предпринимателями, которые по очереди дежурили в торговых центрах для проведения медиации в случае необходимости. Правила ассоциации предусматривали возможность исключения члена, если он передавал дело в суд, не обратившись предварительно к медиации. Это была санкция, объединяющая бизнес. Другая неформальная процедура, практиковавшаяся в Гуджарате и представлявшая собой смесь медиации и арбитража, известна сейчас в западном мире как «мед-арб». Данный вид медиации не был обязательным для исполнения, несмотря на его широкое принятие индийским бизнес-сообществом. Однако все изменилось, когда британская ост-индийская кампания обрела контроль над разрозненными индийскими правителями и превратила служившие предлогом коммерческие интересы в политическую агрессию. К 1753 году Индия была превращена в британскую колонию, и в 1775 году в Индии были учреждены суды английского типа. Англичане игнорировали местные традиционные методы разрешения споров и построили судебный процесс по модели британских судов того времени. Однако после введения этих судов возник внутренний конфликт между британскими цивилизационными ценностями, требовавшими чёткого решения и судебного вердикта, и ценностями индийскими, поощрявшими стороны к поиску способа достижения компромисса в отношении их разногласий.
Этот конфликт так и остался неразрешенным. Тем не менее, на протяжении почти 250 лет британского правления английская система постепенно стала основной системой правосудия в Индии. Традиционные местные обычаи, внутренние процедуры медиации и прими-рения, успешно использовавшиеся ассоциациями предпринимателей в западной Индии, были объявлены дискриминационными, нарушающими право сторон на обращение в суд. Английский суд постепенно на¬чал получать признание за своё единообразие и пользоваться доверием людей. Даже после обретения независимости индийская судебная система остаётся гордостью нации.
Когда коммерция, торговля и промышленность только на¬чинали развиваться, эта система позволяла отправлять правосу¬дие быстрее, сохраняя уважение и достоинство. Но независимость принесла с собой Конституцию Индии, а за ней - признание основных и личных прав граждан, участие государства в развитии национального бизнеса, торговли и промышленности, учреждение парламента и законодательных учреждений, государственных корпораций, финансовых организаций, быстрый рост международной торговли и участия государственного сектора в бизнесе. Было создано огромное количество рабочих мест. И сложное многостороннее гражданское судопроизводство, расширение возможностей для бизнеса за местные пределы, рост населения, многочисленные законодательные акты, создающие новые права и новые средства их защиты, а также усиление доверия населения к судам как единственному способу осуществления правосудия привели к невероятному взрыву количества судебных дел. Государство стало их основным участником.
Недостаточные инфраструктурные возможности привели к неспособности судебной системы эффективно справиться с большим объёмом дел. Переполненные суды вместо «храмов быстрого осуществления правосудия» стали неприятными принудительными собраниями. Вместо многолетнего ожидания в очередях и передачи судебных процессов по наследству люди начали склоняться к избеганию судов и к использованию внесудебных методов разрешения споров. Почти все демократические страны мира сталкивались с такой ситуацией. США были первой страной, проведшей серьёзную правовую реформу около 30 лет назад, за ними последовала Австралия. Великобритания также включила альтернативное разрешение споров в свою правовую систему. Европейские предприниматели способствуют добровольному обращению к медиации. Но из-за описанных выше исторических обстоятельств Индия начала обращаться к современной медиации с некоторым опозданием, хотя у неё уже имелась необходимая среда для проведения подобных реформ быстрее, чем в какой-либо другой стране.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ

Концепция медиации впервые получила в Индии законодательное признание в Законе о промышленных спорах 1947 года. В обязанности примирителей, назначаемых в соответствии со статьёй 4 закона, входит «проведение медиации и содействие урегулированию промышленных споров». Закон предусматривает подробный механизм процедуры примирения.
Арбитраж получил признание в качестве метода разрешения споров ещё в 1879 году и был включён в Гражданско-процессуальный кодекс 1908 года. После принятия Закона об арбитраже 1940 года, положение о нём, изначально содержавшееся в статье 89 кодекса, было отменено. Законотворчество продолжил принятый в 1987 году За¬кон об органах, предоставляющих юридические услуги, в соответствии с которым была учреждена Национальная администрация по юридическим услугам, исполняющая функции Центральной администрации и официально возглавляемая председателем Верховного суда Индии. В обязанности Центральной администрации входит в том числе способствование урегулированию споров путём переговоров, арбитража и примирения. Индийский парламент ввёл в действие в 1996 году Закон об арбитраже и примирении, содержавший подробные положения о примирении в отношении споров, возникающих из правовых отношений, как договорных, так и недоговорных, и о его процедуре. Он содержал положения о начале примирительных процедур, назначении примирителей и участии соответствующего учреждения в рекомендации примирителей или даже в их назначении, представлении аргументации сторон примирителю, а также о роли примирителя в содействии сторонам в отношении урегулирования споров между ними. В 1999 году индийский парламент принял первый Закон о внесении изменений в ГПК, включивший в него положения об альтернативном разрешении споров. Имплементация данного закона была отложена из-за возражений правового сообщества по некоторым спорным положениям, не относившимся, однако, к альтернативному разрешению споров. Ещё один Закон о внесении изменений был принят Парламентом в 2002 году, он был одобрен правовым со¬обществом и вступил в силу с I июля 2002 года. Предусмотренная этим законом статья 89 гражданско-процессуального кодекса устанавливает обязательную передачу находящихся в судах дел на рассмотрение альтернативных методов разрешения споров, а также некоторые другие изменения. Это послужило сильным моральным стимулом для имплементации процедур альтернативного разрешения споров в Индии.

ОБУЧЕНИЕ МЕДИАЦИИ В ИНДИИ

Первое комплексное обучение медиаторов было проведено американскими инструкторами в Ахмадабаде, за ним последовали семинары продвинутого уровня, организованные организацией АМЬЕАЭ -публичным благотворительным фондом, учреждённым двумя ведущими юристами Ахмадабада. 27 июля 2002 года Верховный судья Индии г-н Б.Н. Кир-пал открыл Центр медиации Ахмадабада - первый центр медиации, управляемый юристами. В ноябре 2002 года в Нью-Дели Верховный судья Индии созвал собрание Верховных судей всех Высших судов, на котором подчеркнул важность имплементации положений о медиации в ГПК. К тому времени Ченнайский центр медиации начал эффективную работу в здании Высокого суда Мадраса. Он стал первым в Индии центром медиации при суде. АМЬЕАЭ и Правовое общество Гуджарата открыли 32-часовой сертификационный курс «Обучение теории и практике медиации» в январе 2003 года. Делийская судебная академия провела серию семинаров по обучению медиации, открыла центр медиации на своей территории и назначила заместителя директора медиатором. С тех пор центры медиации по всей стране организовывают инфор¬мационные и обучающие про¬граммы для медиаторов. Индийские медиаторы теперь сами стали инструкторами и проводят по всей стране информационные и обучающие программы в различных судах, программы медиации для отдельных сообществ, курсы медиации в школах права и инициативы по медиации между сверстниками в школах.

МЕДИАЦИЯ ПРИ СУДАХ

Верховный суд Индии подтвердил конституционность новой правовой реформы в своём решении по делу, начатому Коллегией адвокатов Салема и назначил комитет под председательством судьи М. Джаганната Рао, председателя Индийской комиссии по праву, для предложения и формулировки правил по возможному усовершенствованию нового законодательства и имплементации процедур медиации в гражданских судах. Комиссия по праву подготовила материалы для консультаций по медиации и организации рассмотрения дел, а также разработала и распространила типовые правила. Верховный суд утвердил типовые правила и поручил всем высшим судам выработать правила на их основе. Комиссия по праву Индии провела международную конференцию по организации рассмотрения дел, примирению и медиации в Нью-Дели с 3 по 4 мая 2003 года.
Проектный комитет по медиации и примирению был учреждён тогдашним Верховным судьёй Индии Р. К. Лахоти в апреле 2005 года. Его первым председателем стал судья Сан-тош Хегде. В состав комитета вошли судьи Верховного суда и Высокого суда, ведущие адвокаты и секретарь Национальной администрации по юридическим услугам. Комитет начал экспериментальный проект судебной медиации в судах округа Тис Хазари в Дели, приведший к открытию различных центров медиации в районных судах Дели. По всей Индии прошли региональные конфе¬ренции. Комитет получил целевую финансовую поддержку от Правового департамента, совместно с которым были организованы несколько информационных программ по медиации, программ обучения судей и программ обучения медиации.
Обязательная медиация при судах получила теперь законодательное признание. Центры медиации и примирения начали работу при некоторых судах, и суды стали направлять дела на рассмотрение этих центров. В таких центрах услуги медиации оказывались судом как часть самого судебного процесса, в отличие от других случаев медиации по направлению суда, когда суд просто направляет дело на рассмотрение медиатора. Преимущество судебной медиации состоит в том, что судьи, юристы и стороны спора становятся партнёрами, и урегулирование путём переговоров достигается при взаимодействии всех трёх действующих лиц системы отправления правосудия. Когда судья передаёт дело на рассмотрение судебной медиации, оставляя за собой общий надзор за процессом, создаётся ощущение, что дело не покидает той же системы. Те же самые юристы, которые представляют стороны, сохраняют свои функции и продолжают представлять своих клиентов перед медиатором в том же статусе. Стороны спора чувствуют, что им предоставлена возможность самостоятельно принимать участие в его разрешении. Это также способствует развитию общественного принятия данного института, поскольку та же самая судебная система, которая обрела доверие общества в связи со своей последовательностью и беспристрастностью, сохраняет контроль и предоставляет дополнительную услугу. Суд является материнской организацией по урегулированию споров, и если система альтернативного разрешения споров находится под контролем суда, стороны действительно считают медиацию лучшим способом урегулирования их спора, а не просто инструментом для сокращения загруженности суда. Медиация становится неотъемлемой частью судебной системы.
Услуги по альтернативному разрешению споров под контролем, руководством и надзором суда получают большую достоверность и легче принимаются. Это подчёркивает, что медиация дополняет судебную систему, а не соперничает с ней. Процесс медиации становится более быстрым и гармоничным. Это также облегчает передвижение дела между судом и медиатором, ускоряет его и обеспечивает участливую помощь сторонам в достижении урегулирования путём переговоров. Таким образом, стороны уходят домой с большим удовлетворением и тратят меньше времени на урегулирование споров более дружественным способом в атмосфере добровольного участия Они становятся партнёрами по разрешению, а не партнёрами по проблемам. Вот почему спорщики быстро понимают, что медиация - это лучший способ урегулирования. Судебная медиация способна также разрешить дела, задерживаемые в гражданских и коммерческих судах, что окажет содействие экономическому, коммерческому и финансовому росту и развитию в стране. Лучшей иллюстрацией этих достижений является история успеха Самадхана - управляемого исключительно юристами Центра медиации и примирения Высокого суда Дели, открытого в 2006 году и сегодня проводящего медиацию в сред¬нем по 100 делам ежедневно, максимально используя свои человеческие и инфраструктурные возможности при выполнении повседневной работы.
В данной эволюции медиации Ассоциация индийских медиаторов, образованная в 2013 году, стала необходимым дополнением к системе медиации в Индии. В качестве национального органа медиаторов и тех, кто привержен её принципам, Ассоциация вносит свой вклад в информационно-просветительскую работу, обучение медиаторов, взаимодействие с другими национальными и международными организациями медиаторов, содействие исследованиям, публикацию материалов, обеспечение поддержания этических стандартов медиаторами и помощь в координации медиативной деятельности как на национальном, так и на международном уровнях. И в этом отношении Ассоциация индийских медиаторов надеется на тесное взаимодействие с Ассоциацией американских юристов (АВА).

Журнал «Медиация и право» № 3 (37) сентябрь 2015

МЕДИАЦИЯ, Журнал "Медиация и право"

Previous post Next post
Up