"Конфликт - не кризис, а естественный продукт человеческой жизни"

Jan 12, 2015 10:51

Доктор Ханя Федорович - медиатор, тренер, директор центра медиации (Зальцбург, Австрия).

- Вы учились трансформативной медиации?
- Формально - нет. Я занимаюсь так называемым коллективным разрешением конфликтов. Оно весьма близко к трансформативной медиации, тоже процессно-ориентированное, коллективно управляемое, и включает в себя мобилизацию. Работает немного иначе, но очень похоже. Оно не ориентировано на соглашение, но ставит себе целью улучшить коммуникацию и отношения. СВСК, кроме того, возможно в иных формах, кроме двусоставной. Оно может проходить в группах, иногда даже очень больших. Группы могут быть от восьми до восьмидесяти человек, но процесс структурирован и положительно ориентирован.



- А какие еще у СВСК отличия от трансформативной модели?
- У меня иное теоретическое понимание конфликта. Для меня это не кризис, а естественный побочный продукт человеческой жизни, человеческого взаимодействия. Это энергия - как при трении рук друг об друга. Два человека как-то притирают свои эмоции, интересы, позиции, то, кто они есть, понимаете, свои личности. В базовых условиях плюрализма, политических, социальных и экономических различий люди претерпевают трение. Вопрос в том, позволите ли вы этому трению происходить так, как вам не нравится, так, что противоречия будут усиливаться, нарастать и даже вредить, или же примете на себя ответственность за конфликт и будете с ним конструктивно работать. Для меня конфликт - это естественное явление, предоставляющее возможность для тех, кто умеет выгодно использовать его энергию. Можно сказать, это экологический взгляд на конфликт. Хотя некоторые люди хотят, чтобы конфликт прекратился, я говорю: «А, конфликт! Давайте поговорим об этом». Как голод не прекращается сам, желание выйти в туалет не прекращается само, так и конфликт не прекращается сам. Это естественный процесс. Человеческий рассудок и этический долг - это ключ к конструктивному использованию конфликтной энергии.
- Как Вы структурируете процесс медиации в своей работе?
- Я бы изобразила его в виде схемы, в которую входят открытые процессы и закрытые процессы. Открытый процесс для меня - это процесс порождающий, в котором люди порождают озарения и догадки. Закрытая фаза процесса - та, где происходит сортировка и упорядочивание, например, отбор, комбинация, оценка, организация, расстановка приоритетов. Это как дыхание - невозможно только вдыхать, надо ещё и выдыхать.
- Вы зарабатываете деньги медиацией?
- Дам Вам австрийский ответ: «яйн». И да, и нет. Я организую процессы, иногда получаю плату за них, но на самом деле я не занимаюсь двусоставной медиацией постоянно. Я предпочитаю другие формы медиативных процессов или медиацию больших групп. Таким образом я не конкурирую с теми людьми, которых обучаю. Они занимаются парными медиациями. И отчасти это этическая позиция. Я зарабатываю деньги преподаванием. Это позволяет мне заниматься другой работой бесплатно, на благо местного и глобального сообщества. Этим летом мы с коллегой будем вести летнюю школу по развитию местных общественных структур и разрешению конфликтов в Сараево. Но я не буду зарабатывать денег в Сараево, где так огромен разрыв между имущими и неимущими. Я думаю, это было бы неэтично. И участники школы в Сараево не будут платить за обучение. Они отдают своё время и душу. А наша задача - организовать что-нибудь без денег, и знаете что? Если верить в активное гражданское общество, как я, то можно многое сделать без де¬нег. А если принимать потребительское общество, на всё нужны деньги. Такой парадокс.

Журнал «Медиация и право» №3 (33) сентябрь 2014

Интервью, Журнал "Медиация и право"

Previous post Next post
Up