ПАМЯТЬ И ЛИЧНОСТЬ

Aug 28, 2013 23:32



В защиту исторического самосознания.

Как бы нам ни хотелось защитить свою индивидуальную жизнь, свою территорию, свои уникальные чув­ства и переживания, эта жизнь име­ет смысл лишь в контексте, который рождается между прошлым и буду­щим, в эстафете поколений, в кру­гу эмоций других людей, живших до нас и живущих вместе с нами. Но сегодня мы тратим столько энергии для самозащиты, для поиска своего «теплого» места в социальной си­стеме, что легко забываем об этом.

А что мы теряем, обретая сиюми­нутный уют и покой?
1.
    Человеческому индивидууму кажется, что мир стремительно меняет­ся, отсекая его от прошлого. Он и самого себя представля­ет своего рода информацион­ным множеством, сложным обра­зом коррелирующим с миллионами подобных множеств. Способы этой взаимосвязи взаимоотношений ста­новятся объектом постмодернист­ского, социального анализа и смы­кающихся с ним психологических тренингов, теорий личностной мо­тивации и моделей менеджмента.
    Движение во времени подобного шара мыслеформ, раскатывающего, как тесто, новые и новые информа­ционные потоки, чтобы без переры­ва печь слоеные пирожки рыночной экономики и рыночного общества, обладает одним существенным свой­ством. Оно не только не имеет извне положенной цели, но и полностью лишено самостоятельного бытия, оставаясь продуктом постоянно ме­няющейся системы отношений, тен­денций и условий.
В принципе это очень удобная для управления модель. Устанавли­вая способы взаимосвязи, она снимает основания для сопротивления. Отменяет саму возможность цен­ностного нонконформизма, переводя любое обсуждение в плоскость цены вопроса. И действительно, если бюд­жет Apple превосходит сегодня наци­ональный бюджет Перу, то недалек тот час, о котором предупреждали марксисты еще в середине прошло­го века: корпорационная идентич­ность сменит национальную и граж­данскую. Не надо обольщаться, этот процесс уже идет, идет достаточно разрушительно для государств и на­циональных культур. Вместе с ним и в нем привычные личные и обще­ственные ценности теряют значение, уступая место механистическим пра­вилам поведения, навязанным корпо­ративной этикой.
    Современные крупные между­народные корпорации - своего рода пространственно-временные кон­тинуумы, каждый элемент которых связан с ближайшими элемента­ми неотменяемыми и заранее про­мысленными системами взаимной зависимости, причем зависимости разной степени упругости. Получа­ются своего рода тенета - сеть, ко­торая набрасывается на эпоху и тер­риторию. Колебание в каждой точке этой сети передается всем осталь­ным точкам, - различается лишь ин­тенсивность. Но самое любопытное, что в условиях глобальной экономи­ки и глобальной социализации сами корпорации становятся узлами те­перь уже универсальной сети-пау­тины, где любая новая информация, безотносительно к ее ценности и до­стоверности, приводит остальной мир в движение. Отсюда потрясавшие во­ображение скромного обывателя кон­ца XX века системные исследования, находившие связь между ритмом пе­рестука женских каблучков по токий­скому асфальту и котировкой акций на мировых биржах, причем не толь­ко в Токио, но и в Лондоне, и в Нью- Йорке... В таких обстоятельствах, в соответствии с подобными задан­ными условиями человеческая лич­ность становится ненужной, опасной и вредной. Нагруженная культурными аллюзиями, исторической памятью, наследием предков, классическим образованием и, самое существен­ное, свободно осознанными ценно­стями, она больше всего угрожает стабильности и устойчивости боль­ших социальных сетей, испытывает их на разрыв. Напротив, лишенный исторической памяти, проживающий свою атомарную жизнь, вне большой семьи, домашних устоев, иррацио­нальных пристрастий, религиозных убеждений и мистического опыта, зато наделенный всеми «правами че­ловека» индивид - самый надежный узел этой информационной и поми­нутно овеществляющейся паутины, который легко жертвует для нее ро­диной, языком и бытовыми привычка­ми. Именно его желания (оторванные от религии) и отношения (лишен­ные жертвенной любви) сообщают упругость всей системе, приводят ее в движение. Причем ценность чело­века мыслится здесь именно с точ­ки зрения соответствия положению в сети, возрастая от социального по­ведения, которое можно описать бо­лее или менее простыми математи­ческими функциями - ко все более сложным, непосредственно коррели­рующим с максимальным числом вы­раженийпеременным. В этом контек­сте не случаен расцвет психологии и антропологии, часто самого прими­тивного свойства, в англосаксонских университетах и исследовательских центрах. Бесчисленные и мало кому полезные полумифические работы, изучающие влияние веселого нрава в 30 лет на состояние здоровья и уро­вень жизни в 60 (разумеется, отри­цательное), размышляющие о вреде алкоголя, курения, жирной и острой пищи, наркотиков, свободной люб­ви и частых поездок в командировки в связи с перспективами рака лег­ких и болезни Альцгеймера, по су­ществу решают одну единственную задачу. Они призваны ограничить всякого homo sapiens его рождени­ем и смертью, утвердить в индиви­дуальной атомарности, лишить не­материальной перспективы. Совсем недавно я обнаружил на нескольких околонаучных порталах очередную заметку такого рода - об удивитель­но показательном, с точки зрения со­временных тенденций,исследовании в области медицины и музыки. Ока­залось, что профессиональные заня­тия музыкой и даже попросту частое домашнее музицирование способно избавить нас от старческого мараз­ма. Рыдайте от счастья, Людвиг ван Бетховен и Вольфганг Амадей Мо­царт, ликуйте, Джим Моррисон и Ро­берт Фрипп, а также бледные девицы, просиживающие часы за фортепиано или гитарой, - современные ученые нашли достойный плод священного безумия. В старости, - если вы, ми­стер Фрипп (остальные как-то поки­нули нас в разные времена), дотянете до глубокой старости, - дай вам Бог всяческого здоровья, - вам не при­дется лихорадочно вспоминать, куда вы запрятали ваши любимые очки и вашу ежедневную лекарственную дозу. Вы высвистите новую минима­листическую пьеску и найдете все,что вам нужно, с первого раза.

Продолжение следует...

Журнал «Медиация и право» №2 (20) июнь 2011

Previous post Next post
Up