Наступила осень, как всегда в сентябре. «Новый учебный год» - название почти не отличается от зимнего праздника «Новый год». Одно только слово добавилось. Такое непростое слово: учебный. Все мы ученики в этом мире, учимся до конца дней своих - и всегда находим что-то новое вокруг! Учимся сами, учим детей, выбираем для них школы получше. А вместе с тем, знаем ли мы, что именно нужно нашему ребенку, способны ли понять его потребности? И можем ли предугадать, какого рода знания ему пригодятся в жизни, которая так стремительно меняется?
На дворе третье тысячелетие. Ему, тысячелетию, всего 7 лет - возраст первоклассника. Юное, недавно народившееся, подобно маленькому ребенку, оно требует к себе особого внимания. Все мы чувствуем: оно -необычное, другое, и с его приходом что-то начало меняться в сознании людей. Иногда эти изменения очевидны, иногда слабо заметны. Говорят, ученые доказали, что в наши дни Земля крутится чуть быстрее, чем когда-то. Всего лишь на крошечные мгновения быстрее - а мы так отчетливо это ощущаем! И тоже начинаем торопиться, ведь нужно все успеть: и родителем побыть, и супругом, и на работе преуспеть, и с друзьями пообщаться. Нарастающий темп жизни, множественность задач - характерные приметы нашего времени и нашей цивилизации.
Цивилизация по - матерински «позаботилась» о нас - и теперь самоотверженно выполняет трудную работу по поддержанию жизни, освободив своих пасынков от рутины домашних забот. Живем на всем готовом. Сейчас редкий городской ребенок знает, что у курицы всего 2 ноги, и не вся состоит из окорочков. Булки на деревьях - уже не метафора поэта, а простая банальность из детских рисунков. Кубики задиристо «падают» в небо в компьютерных «обучалках», - и не надо плакать, если сломалась башня, а пирамидка с грохотом рассыпались по полу. Для того и цивилизация на дворе, чтобы все делать кнопками, а не руками. Включил - выключил, а лучше -выключилось само…У человечества высвободилась масса времени. Кстати, не его ли искали алхимики, сами не вполне представляя, что такое «философский камень»?
Человечество получило в руки волшебную палочку. (Правда, в младенчестве своем пока еще не догадывается о чуде. К тому же, чудо- это когда внезапно и вдруг, а когда постепенно - это научно - технический прогресс. Возможно, потому и не догадывается.) И хотя по-прежнему не властны над временем, зато вон - сколько его нам насыпали! Наконец- то стало возможным продлить жизнь не датами в паспорте и вензелями на кладбищенском надгробии, а реально наполнить свое земное существование концентрированным содержанием - успеть состояться и дома, и на работе. Пожить «везде», да еще и так, как пожелаешь. И это все - за одну жизнь! Чем не исполнение мечты: жить долго, сколько захочешь?
Итак, у людей появилось свободное время - щедрый дар цивилизации. Но как же им распорядиться, и есть ли у этого дара оборотная сторона?
Время - штука поистине волшебная, судите сами. Даже когда оно есть, его хронически не хватает. А едва времени стало в изобилии, вырос и уровень притязаний человека! Второе образование, третье. Свой бизнес, а лучше много и разных. Не дом, а «недвижимость» - потому, что не единственный. Денежные инвестиции, биржевые проекты. Самореализация… Самоактуализация… Помнится, еще не так давно Россия отставала по уровню образования от многих развитых стран, а сейчас? Люди XXI века, вы узнаете себя? Космические возможности!
А рядом с этими «космическими возможностями» - человеческие желания, базовые потребности, - их- то никто не отменял. Простые они или сложные? Из нового тысячелетия они, или старые, «пещерные»? Желания самые простые. Чтобы небо было над любой грозой голубое, чтобы любить и быть любимым, растить детей и взрослеть вместе с ними. И чтобы быть собой, жить всем своим существом - тем, кем рожден. Интересно, наши предки того же хотели? Какие у них были мотивы жить и какую жизнь они охраняли?
Если я - пещерный житель, и моя пещера не достаточно хорошо защищена от вторжения врагов ( зверей ли, людей ли), если холод и голод - обязательные условия существования, тогда до самореализации ли мне сейчас? И если нет, тогда каков предел моих желаний? Нужны ли космические возможности, или лучше захочука я сейчас безопасный укромный уголок, сытный ужин и тепло костра…Это счастье? Да, возможно. и это оно - недаром про него известно, что оно разное и переменчивое. И оно нуждается в защите с приложением всех моих первобытных сил.
А если сегодня, в третьем тысячелетии, в моей «пещере» и тепло, и безопасно, и холодильник с подогревом и вентиляцией - счастлива ли я? А если к холодильнику и другим изыскам цивилизации еще и тепло отношений добавить, и роскошь человеческого общения, и осознанность собственной жизни - счастлива ли я теперь? Чем дороже я здесь, в этом измерении, и что я буду защищать как неотъемлемую часть этой своей жизни? Не потому ли вырос уровень амбиций у моих желаний ( и их количество), что когда я получаю желаемое - появляется новая мотивация для новых желаний? Когда мне безопасно, тепло, сытно - хочу еще и «светло» в придачу, да с электрическим комфортом - чтобы не только тело, но и мозги порадовать, подключаясь к разного рода всемирным сетям. Хочу знать, понимать, самореализовываться…Но вся сложность состоит в том, что и мой сосед по планете ( или по лестничной площадке) тоже не в каменном веке остался. Уровень его желаний тоже высок. И иногда случается так, что наши желания сходятся в одной точке под названием - «предмет спора». Тогда - то и возникает конфликт. Тут уже можно скандалить, судиться, стреляться…
Конфликты случались и раньше с нашими обезьяноподобными предками. Но тогда предмет спора был как- то яснее - более прост и очевиден. И методы использовались прямолинейные. И последствия оказывались минимальными. Схватились с двух сторон, потянулись… Кому досталось - с теми справедливость. А не получилось в этот раз - можно попробовать в другой, да уже и дубинкой воспользоваться, например. Но человек менялся для того, чтобы выживать, обретал мораль и нравственность, в муках и ошибках строил идеальный образ себя. Словом, личностно цивилизовался. А весь парадокс цивилизации состоит в том, что она не только подарки делает. но и ответственностью озадачивает. В век ядерных вооружений уже невозможно решать конфликты путем прямого спора, направленного на уничтожение противника, - это та ответственность, которую мы приобрели с развитием цивилизации. И третье тысячелетие несет новую мораль: спор с желанием уничтожить противника должен отмереть, отсохнуть, как отсох у нас когда - то хвост, просто потеряв свою функцию. Борьба на уничтожение противника потеряла смысл. Уничтожая противника, погибаешь сам - этого эволюция не должна допустить. И в этоге умению общаться, как здравомыслящие существа, начнутся или все, или никто.
Раньше один человек был не в силах повлиять на судьбу целого мира, а сегодня легко осуществимо. Как кнопки не охраняй - они глупее человека. И потому то, что мы считали предчувствием и художественным вымыслом, обрело уже вполне реальные очертания: открыта книга истории глобального терроризма - планетарных масштабов! Вот почему так важно учиться договариваться - и научиться этому раньше, чем тогда, когда у нас не останется выбора! Умение договариваться должно стать частью жизненно важного навыка общения современных людей. А научиться такому умению можно, лишь уважая и свои потребности, и потребности другого человека. Сейчас это стало необходимостью. Ведь простой компромисс уже не спасает от конфликтов. Выхватить, потянуть, отобрать, «отжалев» ( в лучшем случае) кусочек противнику, если он хоть чуть- чуть силен, уже невозможно - не тот формат мира. Мир слишком маленький и хрупкий. Договариваться цивилизованно на всех уровнях общения - от детской песочницы до мировой политики - неизбежность, и другого пути у вас нет. И договариваться во всех этих случаях нужно, зная и чувствуя истинные потребности человека - те, ради которых он готов договариваться. Однако как это сделать, ведь мы такие разные?! Как понять потребности- и свои, и чужие? Возможно ли это, в конце концов?
Наше воображение не удивить самобытностью рисунка на подушечках пальцев, радужная оболочка глаза человека уже в некоторых местах фотографируется на документ вместо лица, но «радужку» души еще никто не видел. Мы можем лишь предполагать, какой красочный индивидуальностью она обладает. Как же их понять, радуги наших внутренних миров, и как наладить связь с космосом другого человека? А теперь задумаемся: раз мы, человечество, до сих пор выжили, значит, умели хоть иногда это делать - уважать и ценить в человеке другого человека с полным набором его потребностей - желаний. Может быть, умели не всегда и не все, потому и кровава наша история. Но все мы в каком - то смысле - потомки парламентеров, умеющих ценить в человеке человеческое. Умевших договариваться. потому что остальных, не - парламентеров, в итоге сожрал « естественный отбор».
Конечно, времена естественного отбора миновали, в ядерный век он просто невозможен. Если кнопка правит миром - любой отбор становится неестественным. Поэтому мы теперь или научимся договариваться цивилизованно, не с позиции «что у тебя забрать?», а с позиции «что тебе дать?» Или вымрем сразу все, как мамонты. Вот такая круговая порука. И это важно помнить, воспитывая наших детей. Обычные «стерильные» знания - плохая помощь южному гражданину юного тысячелетия. Нужно нечто более пригодное для жизни, с точки зрения мудрости и дальновидности эволюции человеческих мозгов. Возможно, речь идет об умение мыслить современно масштабами планеты. Прогрессивному мышлению пора начать учить, как учим мы своих детей пользоваться ножом и вилкой, компьютерами, технологиями.. Известно достаточно много случаев, когда дети, выросшие вне человеческого общества, воспитанные зверями, выжили, но в дальнейшем так и не смогли стать полноценными членами человеческого сообщества. И если человечество по- прежнему настроено плодиться и размножаться, то одним из аспектов его эволюционного пути, возможно, станет отказ от «кнопочного мышления». Хочется верить, что это будет норма, вытекающая из современных эволюционных задач - приспособление человека к новым условиям существования. И тогда всем, кто воспитывает детей - родителям, учителям, просто взрослым людям - станет абсолютно ясно, что, пряча голову в песок, «забывая» научить ребенка навыкам общения с себе подобным, мы рискуем вырастить «волочонка», обреченного на одиночество, озлобленного и опасного. Здесь уже не все человечество, а каждый из нас несет свою ответственность за тех, кого приручил.. Но как учить ребенка прогрессивному общению и что лежит в основе подобного обучения, на чем оно основано? Попробуем разобраться.
Раз базовые потребности так важны, что движут мотивацией, их важность можно учесть и «использовать» в переговорах при улаживании конфликта. Желание может быть одно, а потребности, стоящие за ним - разные. Они важны для любого человека, не взирая на возрастные, гендерные, интеллектуальные. культурные различия. Их никогда не стоит упускать из виду. Они - мотиваторы жизни, детонаторы всех желаний и поступков, из которых эта жизнь складывается. Чем больше удовлетворенных желаний, тем сильнее мотивация для новых. Удовлетворенные потребности, ведущие за собой новые желания - это не первый известный нам круговорот в природе.
Медиация занимается именно этим - разгадывает истинный смысл желаний. А желание - это такая интимная часть человеческого бытия, что в нее нельзя вмешиваться посторонним. Только хозяин вправе распоряжаться своим желанием, поэтому так важно стать Хозяином своих желаний… А путь к контролю над желаниями лежит через исследование базовых потребностей, для начала - своих, а потом и других людей. Потому - что здесь поможет только посредничество. Это трудно, но этому приятно учиться: помогать людям понимать себя и другого. И начинать такое обучение надо с детства, и делать это нужно всем миром.
Вот почему сегодня самое время говорить о школьной медиации - о методе посредничества при разрешении спора для детей, для их родителей, для учителей и для всех тех, кто считает себя цивилизованным человеком Нового тысячелетия.
Инна Арт
Статья опубликована в журнале
"Медиация и право" №3(5) сентябрь 2007 г.