В 1993 вышел фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера»
Фильм имел успех, что называется, оглушительный!
7 Оскаров (и еще 5 номинаций!), 3 Золотых Глобуса (и еще 3 номинации!),
7 премий Британской Киноакадемии (и еще 6 номинаций!) и пр.пр.
В прессе, иначе как, «шедевр», его редко как наименовали.
Самые не восторженные эпитеты про него были типа «большой прорыв» или «триумф».
Кроме того, фильм понравился и простым (т.е. нормальным) людям, а не только кинокритикам и киноакадемикам,
и собрал в прокате около 400 млн. $
Это действительно, замечательный фильм!
Вряд ли найдется человек, который этот фильм не видел (я, во всяком случае, пока таких не встречал)
и не рыдал (именно так!) во время финальной сцены
(если и бывают такие «кремни», то считанные, бессердечные единицы или какие-нибудь моральные фашисты.
Кстати, и таких тоже как-то никогда не встречал поблизости от себя ).
Между тем, как выяснилось, почти все, что показано в фильме - АБСОЛЮТНАЯ НЕПРАВДА.
Суровая истина и кинематографическая действительность отличаются друг от друга не меньше,
чем физиономия реального Оскара Шиндлера (на картинке он слева )
и "Голливудского Льва" Лайма Ниссона (на картинке - справа ).
Но все же, немного о сюжете фильма (буквально, в двух словах), если кто, вдруг, подзабыл.
Фильм рассказывает о РЕАЛЬНОЙ истории (так, во всяком случае, утверждают его авторы) Оскара Шиндлера,
германского предпринимателя, спасшего во время войны от неминуемой смерти около 1200 евреев.
Оскар Шиндлер владел небольшим заводом в Польше, где использовал бесплатный труд евреев из гетто.
Фантастически разбогател, благодаря своим деловым качествам, низкой себестоимости продукции и её же высокой прибавочной стоимости.
Потом, став случайным свидетелем уничтожения Краковского Гетто, резко поменял свои убеждения на прямо противоположные.
Стал антифашистом (вернее, антинацистом!) и иудофилом,
вследствие чего, потратил все свое огромное состояние на выкуп «своих» евреев из концлагеря и переправку их в Чехию.
И тем самым, как считается, спас их от неминуемой смерти в газовых камерах Освенцима.
Вот, собственно, и весь сюжет.
Фильм был снят по книге Томаса Кеннели «Ковчег Шиндлера», которая считается, документальной.
Кроме того, Спилберг использовал свидетельства оставшихся в живых «евреев Шиндлера»
(так они сами себя называют в фильме), стараясь, по возможности, точно воспроизвести мельчайшие детали событий .
Известно, например, что красавцу Ральфу Файннсу, даже пришлось специально набирать вес,
чтобы больше стать похожим на Амона Гета (реального начальника концлагеря и главного злодея фильма ).
После чего, одна из бывших заключенных, увидав Файннса в СС-овской форме, упала в обморок от ужаса.
(Такое получилось «портретное» сходство)!
В общем, работали люди, старались, сняли отличный фильм, который почти всем понравился.
Впрочем, были и недовольные.
Кто-то упрекал Спилберга в «эстетизации насилия»
или, вот, некоторые ему пеняли на то, что «он посмел перейти от авантюрных зрелищ к созданию эпических трагедий!»
Но, как вскоре выяснилось, никуда особо Спилберг от «авантюрных зрелищ» и не переходил вовсе,
поскольку, как уже было сказано, ПОЧТИ ВСЕ, что показано в фильме (особенно, что касается основной сюжетной линии!!),
на поверку, оказалось АБСОЛЮТНОЙ НЕПРАВДОЙ.
Во всяком случае, так категорически утверждают те историки, которые изучали жизненный путь РЕАЛЬНОГО Оскара Шиндера.
Об этом немного подробнее, для тех, кто не в курсе.
Реальный Оскар Шиндлер, этнический немец и гражданин Чехословакии - был агентом Абвера еще с довоенных времен,
за что его арестовали и чуть было не расстреляли в 38-м году (спасла амнистия после "мюнхенского сговора",
по которой всех немцев в Чехословакии помиловали ).
Позже, Шиндлер продолжил ту же самую свою деятельность уже в Польше,
за что и получил, конфискованный у владельца-еврея, завод по производству эмалированной посуды.
Ну, своему брату-разведчику, по блату, отняв у богатого еврея…
Обычная, для спецслужб, практика во все времена, видимо…
В фильме же, у Спилберга, Шиндлер завод покупает, получив деньги у богатых евреев под честное слово.
Как легко видеть, некоторая неправда наблюдается уже в самого начала фильма.
И самое главное, - никаких евреев, как утверждают историки, Шиндлер не спасал.
Во всяком случае, других доказательств, кроме его собственных утверждений - НЕ СУЩЕСТВУЕТ,
как и не существует никакого РЕАЛЬНОГО СПИСКА ШИНДЛЕРА (т.е. списка ВЫКУПЛЕННЫХ за деньги евреев !).
Есть какая-то продовольственная ведомость с именами, несколько технических документов и пр. )
Собственно, сам «список Шиндлера» (например тот, который находится в музее холокоста Яд ва-Шем) - это как раз
и есть именно ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ СПИСОК заключённых, находившихся в лагере в Брненце,
найденный и опубликованный польским историком Александрой Кобелец уже после смерти Шиндлера.
Сам список датирован апрелем 1945 года (!).
Само же название, естественно, появилось уже ПОСЛЕ фильма Спилберга.
Более того, как утверждала Эмилия Шиндлер (жена Оскара Шиндлера, дожившая до 94 лет и написавшая книгу о своей жизни),
евреи за попадание в список на переезд из Кракова в Брненц, САМИ ПЛАТИЛИ некому Голдману (в реальной жизни Марселю Голдбергу),
что подтверждается многочисленными свидетельствами.
А этот Голдман-Голдберг, по ее словам, делился доходами с самим Оскаром Шиндлером.
Всего, по свидетельству Эмилии Шиндлер, в "список" попало человек 60, наименее истощенных ( и наиболее обеспеченных!) евреев.
Остальные были отправлены в Маутхаузен, Освенцим либо Штутгоф.
В фильме этот самый Голдберг показан в виде противного еврея-полицая, которому Шиндлер постоянно передает
всякие личный вещи (то зажигалку, то часы), в обмен на нужных ему людей.
В общем, ПОЧТИ похоже на то, что рассказывает жена Шиндлера.
(Только, разве что, совсем наоборот выходит!).
Оснований сомневаться в правдивости рассказа Эмили Шиндлер ровно столько же, сколько и в правдивости рассказов самого Оскара Шиндлера,
т.к., естественно, никаких документальных свидетельств, подтверждающих ее слова также не существует.
Тем более, что реальный Шиндлер ( в отличии от Шиндлера киношного) обращался с ней по-свински.
Например, бросил ее где-то в Аргентине , повесив на нее свои многочисленные долги.
Она, понятно, могла на него за то обидеться и даже «затаить в душе некоторое хамство».
Хотя, как всякая жена, Эмилия Шиндер, естественно, знала своего мужа «как облупленного» и, скорее всего, говорит правду.
Тем более, что такой «гешефт», вполне в духе всей его предыдущей коммерческой деятельности.
(Если, конечно, Оскар Шиндлер, ВДРУГ, ни «прозрел», ни «осознал» и ни «проникся» любовью к евреям, как он сам утверждал уже после войны )
Ну а то, что вторая половина фильма - чистая фантастика, типа «Индиана Джонс и Зверства Фашизма», так это видно и без всяких историков.
ВОЕННЫЙ завод, куда ЗАПРЕЩАЮТ входить СС-овцам, и где евреи, на страх фашистам,
вместо работы распевают еврейские религиозные песнопения, саботируя производство снарядов
( «…если хоть один снаряд, выведший с завода выстрелит, я буду крайне недоволен» - говорит в фильме сам Оскар Шиндлер.
А испуганные СС-овцы на нарах, разбуженные среди ночи еврейскими песнопениями? )
Я Вас умоляю! Купите на привозе петуха и рассказывайте все это ему, как говорят в Одессе.
Кстати, когда РЕАЛЬНЫЙ Шиндлер, в РЕАЛЬНОЙ жизни, попробовал дать взятку тому-самому «главному злодею» - Амону Гету
(не за евреев, как в фильме, а по коммерческим соображениям), - его сразу же арестовали, посадили в тюрягу и чуть не расстреляли.
Спасли, видимо, старые связи с Абвером.
А вот в фильме именно Амон Гет вызволяет Шиндлера из тюрьмы (т.е. в жизни все было ровно наоборот).
В общем, никакие деньги чемоданами Шиндлер "Файнсу" не передавал, естественно.
Так что, «списку Шиндлера» просто неоткуда было взяться.
Всё это они со Спилбергом придумали.
.
А как же живые свидетели?
Ведь действительно, почти 1200 «евреев Шиндлера» осталось в живых и очень многие благодарны ему за это.
А тут, на самом деле, нет никакой особой загадки.
Не все у нацистов получалось так, как они того желали.
Поэтому, вполне естественно, что часть евреев не погибла в концлагере, как было задумано, а выжила.
Вопрос, собственно, стоит в том - КАКОВА ЛИЧНАЯ ЗАСЛУГА в этом Оскара Шиндлера?
Вот например, как видно из сохранившихся документов, смертность в Брненце была самой высокой из всей системы «Гросс-Росен»
(Концлагерь в Брненце, куда было перемещено предприятие Шиндлера из Польши, был одним из отделений системы лагерей «Гросс-Росен»)
Ну и что из этого следует? Разве можно делать вывод, что всех этих умерших заключенных поубивал лично Оскар Шиндлер?
Тяжелые условия работы на военном заводе, плохое питание - вот и высокая смертность.
Примерно с тем же основанием можно считать то, что 1200 евреев выжили в концлагере, было его ЛИЧНОЙ ЗАСЛУГОЙ.
Естественно, некоторые свидетели могли быть вполне искренны, полагая, что спас их лично Оскар Шиндлер
(тем более сам Шиндлер после войны вопил об этом на каждом углу, в надежде получить компенсацию за утраченное во время войны имущество).
И откуда было «простому еврею» знать, к примеру, что его не отправили в Освенцим, а перевели в Брнец
(в Чехию) в соответствии со специальным приказом Министерства Обороны и Шиндлер тут совершенно ни при чем.
«Я получил ПРИКАЗ ОТ ОРУЖЕЙНОГО ВЕДОМСТВА перевести свою фабрику из Польши дальше на запад» -
это слова самого Оскара Шиндлера из интервью.
В фильме же показано, что сделано это было ЗА ДЕНЬГИ, а военный завод в Брнеце был, фактически,
ФИКТИВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ по выпуску бракованных снарядов.
И это в Германии-то 44-года, да еще под контролем СС?
Ну, а часть свидетелей ПРОСТО ВРАЛА из каких-то своих соображений - и это доказано документально.
Вот, например, в фильме есть эпизод, когда Шиндлер встречает транспорт с евреями на вокзале,
снимает перед ними шляпу, называет заключенных (со слов очевидца!) «своими детьми» и произносит трогательную речь.
Очень сильный эпизод!
Потом он мчится на машине в Освенцим (в шляпе и развевающемся плаще - как Харрисон Форд какой-нибудь!),
спасает оттуда женщин, человек 500, а детей вырывает (буквально!) из рук лагерной охраны!
Тоже очень сильный эпизод!
Но так было только в фильме!
Спилберг основывался на воспоминаниях таких-вот странных очевидцев, и именно так все и снял, как они рассказывали.
Но существуют ДРУГИЕ воспоминания, ДРУГИХ очевидцев, которые утверждают, например,
что на вокзале «их никто из руководства не встречал», их просто "разгрузили" и пешком погнали в бараки.
Документы же совершенно однозначно свидетельствуют, что Оскар Шиндлер просто ФИЗИЧЕСКИ не мог в этот момент присутствовать на вокзале
(ни, тем более, геройствовать в Освенциме ), поскольку в это-самое время находился в тюрьме (как раз, по поводу взятки Амону Гету).
В фильме Шиндлер, правда, тоже сидит какое-то время в тюрьме, но в другое время и совсем по другому поводу.
(Не за взятку, а за то, что поцеловал девушку-еврейку.)
В общем, тоже очень похоже на реальные события.
Издалека.
Из нашего времени.
И из кинозала.
Т.е. свидетели ВРАЛИ, причем сознательно.
Историки объясняют такую «необъективность» некоторых свидетелей довольно просто:
"С собой" Шиндлер вывез некую группу заключенных, "сотрудничавших с Администрацией лагеря"
(по-нашему "стукачей"), которые и поддерживали какое-то время миф о Шиндлере.
(Один из таких свидетелей даже фигурирует в сохранившемся списке агентов гестапо!)
Детальная проверка показала, что их показания не всегда достоверны, а подчас откровенно лживы.
Ссылаясь на результаты своих исследования,
чешские историки даже поставили вопрос, чтобы Оскар Шиндлер был исключён из списка почётных жителей Пардубицкого края - и Шиндлера исключили.
(Что и было сделано в 2001 году ).
А теперь самый главный вопрос, ради которого вся эта история, собственно, и рассказывалась.
Как далеко может простираться фантазия Художника, при описании РЕАЛЬНЫХ событий, происшедших с РЕАЛЬНЫМИ людьми?
Заслуженный нацист, с золотым партийным значком в петлице, ВОЕННЫЙ ПРЕСТУПНИК,
из послевоенного списка самых разыскиваемых нацистских преступников
(использование рабского труда и производство боеприпасов для Нацистской Германии тогда считалось серьезным преступлением!),
стараниями кинематографистов стал считаться Праведником Мира.
Великим Гуманистом и примером для воспитания подростающего поколения...
Ситуация не так чтобы очень уж и новая.
В истории России подобных "Праведников" тоже сколько угодно!
Ну, как большевики в Кремле падали в обморок от холода и голода в 18-м году,
и даже Ильич рассылал свой кремлевский паек по детским домам, все видели
(в кино, естественно, например у великого Михаила Рома).
Про добрых и чутких ЧеКистов тоже было много трогательных и душевных фильмов.
«Все возвышающий обман» он, конечно, поприятней, или, как писал поэт, подороже «низких истин» будет.
Тут весь вопрос, видимо, в цене.
Но не слишком ли велика цена такого обмана?
Greywolfff Greywolfffhttp://gidepark.ru/community/289/content/1389865