"Дело в том, что вообще ситуация с Крымом очень специфическая.
Первый вопрос - город Севастополь. Потому что он никак не мог по той процедуре, которая прописана в российском законе о порядке принятия в Российскую Федерацию нового субъекта, быть принят, потому что он не являлся самостоятельным субъектом в составе Украины, и он должен был приниматься по другой процедуре.
Во-вторых, вот любопытный момент, его мало кто заметил. Ведь в указе президента, которым он начал процедуру ратификации этого международного договора, введения его в силу, сказано, что основываясь на волеизъявлении народа Крыма, который провозгласил независимость, потому что по нашему закону можно принимать только такую часть иностранного государства в свой состав, которая провозгласила независимость. Но 16 марта вопрос о независимости на референдуме крымском не стоял, и он не стоял вообще.
Так, вот эту независимость надо провозгласить, но где была она провозглашена, когда? Она вообще не была провозглашена. То есть, речь как раз шла о том, что в Конституции 92-го года автономной республики Крым было такое правило, но как раз референдум отверг эту Конституцию 92-го года.
Но на самом деле, повторяю, у Конституционного суда была возможность все это проверить. Была возможность не спешить, не делать это в одну ночь. Закон о Конституционном суде позволял ему обратиться к органам с просьбой приостановить вот этот процесс ратификации, чтобы разобраться в ситуации. Но, видимо, так сложилась ситуация, что Конституционному суду такую возможность не дали. И за ночь было выработано это постановление, где, если его взять в руки и прочитать, где сам Конституционный суд фактически говорит: это мы нарушили, это мы нарушили, это мы нарушили, это мы нарушили, но - и дальше идет заключение о том, что этот договор соответствует Конституции. А на самом деле это не совсем так. Но о чем мы сейчас говорим? По факту Крым сегодня наш. Другой вопрос, что будет завтра, и как нам расхлебывать эту тяжелейшую ситуацию, которая так просто не может быть оставлена. Что скажут наши потомки? Даже я вот не гляжу на ближайшее время. Ближайшее время - это очаг напряженности на долгие годы для России."
Елена Лукьянова, юрист
"Крым не часть России. Крым это спорная территория, с международно-правовой точки зрения. Более того, мы вообще попали в дикую коллизию - у нас действует договор с Украиной 1997 г., за который я, как тогда депутат Госдумы, голосовал за его ратификацию. Он назывался и называется Большой Договор «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной,». Он был подписан Ельциным, ратифицирован Госдумой России в 1999 году, пролонгирован Путиным-Медведевым в 2010 году. Он действует. И согласно этому договору, который действует на сегодняшний день Крым - часть Украины. Он нами не денонсирован, он действует, этот договор. То есть, юридически РФ признает, что Крым - часть Украины. И это при том, что мы уже приняли конституционный закон о принятии Крыма, и уже согласно нашей Конституции, Крым часть России. Но одновременно с этим действует международный договор, где Крым - часть Украины. И одновременно с этим в нашей конституции есть статья, согласно которой международные договоры России, включая российско-украинский договор, имеют приоритет над нашим внутренним законодательством. Абсурдная ситуация."
Владимир Рыжков, политик
Конституция России
Статья 15
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.