Исход патриарха. На смерть Роже Гароди (17 июля 2013 г. исполнилось 100 лет со дня его рождения)

Jul 22, 2013 01:04

Оригинал взят у malikit в Исход патриарха. На смерть Роже Гароди

13 июня 2012 года, на 99-м году жизни, скончался sidi Роже Гароди, человек-эпоха, политический философ, писатель, драматург, политик, патриарх того, что мы называем «исламокоммунизмом». Он прожил интереснейшую, насыщенную жизнь, полную дерзости ума и искренних, безоглядных на шум толпы духовных движений. Мы гордимся этим сыном Уммы и просим Аллаха о принятии его мятежной души и вознаграждении её Раем. Инна ли Лляхи ва инна иляйхи раджиюн!

Роже Гароди родился в 1913 г. в Марселе в семье гугенотов и представителей рабочего класса. В четырнадцать лет он, то ли бунтуя против семейных устоев, то ли сознательно выбирает протестантизм, которому следует со всей убеждённостью. В 1936 г. Гароди защищает кандидатскую диссертацию по философии в Страсбургском университете и получает профессорское назначение в лицей Альби. Чуть ранее, в 1933 г. он становится марксистом, связывая это событие с приходом Гитлера к власти в Германии. Строгий антифашист Гароди вливается в ряды левого крыла французского движения Сопротивления и борется с Вишистским режимом. Благодаря встрече с Морисом Торезом в 1937 г. Гароди открываются горизонты фундаментального марксизма, служение которому на долгие годы вперёд определит его интеллектуальную и политическую биографию. В 1937-м Гароди призывают в армию и на фронт, где он, по отзывам сослуживцев, проявляет редкое боевое мужество и рвение.

Вишисты арестовали Гароди и 14 сентября 1941 г. упекли как военного преступника в жуткий алжирский концлагерь «Джельфа». Здесь, посреди Сахары, его и группу сопротивленцев приговорили к расстрелу. Безоружные узники под началом Гароди подняли общелагерное восстание, которое иногда называют «Бухенвальдом Магриба». Оно было закономерно подавлено, и мятежникам грозила самая печальная участь, если бы не одно «но». Охранявшие заключённых мусульмане-алжирцы, не питая в общем-то никаких дружелюбных чувств к французам, благородно отказались стрелять в этих отчаянных людей. Жизнь 28-летнего Гароди, о чём он сам вспоминал в мемуарах, спасла принципиальность мусульманских солдат: человек с ружьём не стреляет в безоружного.

Из концлагеря он вышел в феврале 1943-го и сразу возглавил редакторскую службу алжирского вещания «Радио Франции». В те же годы он, лауреат Военного Креста и других медалей, присоединился к Коммунистической партии Франции (КПФ), будучи персональным помощником её генсека Андре Марти. Талант, блестящее ораторское мастерство и могучий интеллект Гароди позволили ему вскоре стать главным идеологом французских коммунистов. Последовательно он был избран депутатом Учредительного собрания (1945-1946 гг.), депутатом Национального собрания (1946-1951 гг.), спикером фракции КПФ в Парламенте страны, а затем и сенатором от Парижа. С 1965 по 1970 гг. Гароди - член Политбюро КПФ, вице-председатель Национального собрания (1959-1962 гг.).

В эти годы, несмотря на принадлежность к красному лагерю и доселе жёсткую антиклерикальную риторику, в нём неожиданно просыпается традиционалистский дух и Гароди возвращается в лоно католической Церкви. Он высказывает одобрение теологии освобождения и одним из первых левых теоретиков начинает социальный диалог марксизма и христианства. Гароди заявляет: «Марксизм оказался бы обеднённым, если бы святой Павел, святой Иоанн Креститель или Паскаль стали для него чуждыми, но и христианство оказалось бы обеднённым, если бы для него стал чуждым марксизм». Он становится духовным послушником влиятельного католического подвижника современной Франции - францисканского аббата Пьера (Анри Антуана Груэса), основателя международной благотворительной организации «Эммаус». Отец Пьер всегда поддерживал Гароди, даже не смотря на их частые несовпадения в оценках и мнениях по многим вопросам.

Ученик продолжает научно-педагогическую деятельность и в 1953 г. защищает в Сорбонне диссертацию по гносеологии материализма. Он преподаёт в Университете Пуатье и университете Клермон-Ферран, где входит в ожесточённые контры с классиком философии постмодернизма, «умным педиком» Мишелем Фуко. Вскоре Гароди становится почётным профессором в университетах Турции. В 1952 г. Гароди назначают собственным корреспондентом официальной газеты французских коммунистов «L’Humanité» в Москве. На этот период приходится его личное знакомство и общение со Сталиным, Ильёй Эренбургом и другими представителями советской элиты. В 1954 году он вновь приезжает в СССР и становится доктором философии Советской Академии Наук.

В апреле-месяце 1970 г. Роже Гароди был исключён из КПФ за открытую критику советского вторжения в Чехословакию 68-го. Это известие сразу дошло до советского руководства: на одном из пленумов ЦК КПСС Брежнев даже посвятил целый доклад «ренегату Гароди». Существует версия о том, что раздражение Гароди начал вызывать у ортодоксальных марксистов уже давно, ещё как директор Центра марксистских исследований и разработок и один из лидеров партии. В отличие от коллег он рос и смело развивал левый дискурс, со временем придя к идеям, близким к левому автономизму и коммунитаризму. Он с радостью принял студенческие волнения того же года в Париже и был, как считается, одним из «крёстных отцов мая 1968-го». Поэтому невозможно с точностью сказать, что сильнее повлияло на разрыв Гароди с официозными коммунистами: его плодотворная умственная работа или непримиримая критика советского инвазионизма и тоталитарщины. Одно можно сказать точно: КПФ слишком дорожила отношениями с Москвой, а высказывания Гароди о том, что СССР больше не является социалистической страной, вызывали в Кремле бешенство.

Через дюжину лет, в 1982 г. он принимает Ислам под новым именем Раджа Джаруди, чем потрясает мировую общественность. Мыслитель так комментировал принятие мусульманской религии, которое тогда многим казалось странностью: «Да, сегодня я мусульманин! Вы спрашиваете, почему я принял Ислам? Своим выбором я опередил эпоху». Своё окончательное разочарование в христианстве он обосновывает судьбоносной подменой образа библейского Христа лживым павлианством, а также бесконечными контроверзами Ветхого и Нового Заветов. Став мусульманином, Гароди сосредотачивается на проблематике палестинского противления сионизму и на исламском возрожденчестве. В Кордове он основывает «Фонд Роже Гароди» для привлечения научно-исследовательского внимания к наследию исламской Андалузии и истории Ислама позднего европейского средневековья. В 1988 г. Гароди принимает активное участие международном проекте Зимний Университет, организованном мусульманской общиной ЮАР. Читает лекции на форуме ведущих исламских интеллектуалов мира в Кейптаунском университете, пишет труды, посвященные мусульманской религии и пользующиеся мировым успехом.

Саудовский главмуфтий Бин Баз даже назначает Гароди членом Всемирного верховного совета мечетей. Однако позже Бин Баз позволял себе нелицеприятные отзывы о Гароди в виду его слишком большой интеллектуальной самостоятельности и оригинального взгляда на сочетание Ислама и марксизма. Отказ Роже исповедовать пещерный ваххабизм и преданность независимым политическим и этико-философским воззрениям заставляли Бин База отпускать злобные комментарии в духе «этот сам себе на уме философ», «этот лицемер» и т.д. Сам Гароди видит истинные причины своего конфликта с агрессивным ваххабитским истеблишментом в том, что он всегда был верен утверждению: «Исламизм - болезнь Ислама, причина его упадка и извращения».

Но мусульманский мир принял Гароди с распростёртыми объятиями. Он получал существенную финансовую, моральную и общественно-политическую подпитку от своих зарубежных единоверцев. Чего стоит один тот факт, что в нужный момент 160 членов парламента теократического Ирана выступили с петицией в защиту Гароди, когда против него во Франции была развёрнута очередная кампания травли. Высшее духовное и государственное руководство Ирана регулярно приглашало Гароди в Тегеран на те или иные важные политические события. Глава республики - аятолла Али Хаменеи - желая пощекотать нервы израильтянам, описывал Гароди как «человека с нацистскими повадками». В соседнем Ливане лидер шиитско-марксистской военно-политической организации «Хезболла» - д-р Хасан Насраллах - убивался по поводу ареста в 2006 г. французскими властями уже пожилого Гароди. Он называл Гароди «великим мыслителем Франции» и неизменно отмечал его важный вклад в распространение ревизионистских идей на Ближнем Востоке.

От персов и шиитов не отставали и арабы-сунниты. В 1999 г. сообщество интеллектуалов Иордании признало Гароди «важнейшей персоной международной культуры в ХХ веке». Им вторил бывший вице-президент Сирии Абдульхалим Хаддам, который назвал Гароди «величайшим современным философом Запада». Ещё дальше пошёл Муаммар Каддафи, который величал Гароди «самым выдающимся европейским философом со времён Платона и Арситотеля». Более того, Каддафи в 2002 г. присудил Гароди Премию Джамахирии за права человека. Высочайшее признание он получил даже от саудитов: именно Гароди в 1986 г. стал обладателем Международного приза Короля Фейсала в номинации «дело служения Исламу». Получая эту премию, Гароди во всеуслышание заявил: «Я вхожу в Ислам с Карлом Марксом в одной руке и с Новым Заветом в другой, в том числе, с пророками Израиля».

Со времени обращения в Ислам Роже Гароди стал яростным антисемитом и даже считался проводником соответствующих идей в мусульманский интеллектуалитет. Он вплотную занялся ревизионистскими исследованиями, отрицал Холокост и оправдывал преследования евреев в гитлеровской Германии откровенно подрывными, про-британскими действиями оных. Еврейские антидиффамационные круги очень болезненно реагировали на Гароди, и итогом его войны с сионизмом стало уголовное преследование за книгу «Основополагающие мифы израильской политики». В 1995 г. суд в связи с якобы нарушением Закона о запрете отрицания нацистских преступлений оштрафовал всех лиц, причастных к публикации этой книги - от собственно автора до издателя Пьера Гийома. Конкретно Гароди ещё и впаяли новый тюремный срок, благо что условный.

Мусульманский же мир мгновенно ответил широкомасштабной поддержкой Гароди, международным давлением на французское судейство. Штраф же был оплачен лично супругой президента ОАЭ, шейха Зайда ибн Султана ан-Нахайяна. Арабы перевели эту книгу и зимой 1998 г. она стала едва ли не ключевым событием знаменитой Международной книжной ярмарки в Каире. Был организован сильный пиар книги, и она быстро разлетелась суммарным тиражом в несколько миллионов экземпляров. Любой заинтересованный читатель может ознакомиться с этой работой и в русском её переводе. Также доступен её полный текст на украинском языке.

В целом с 1990-х годов о политической ориентации Гароди стало принято говорить, как об ультраправой и архиреакционной. Таким образом, вчерашний теоретик марксизма № 1 сегодня казался едва ли не фашистом. Известно его влияние на лагерь Жана-Мари Лё Пена и вообще крайне правый политический фланг. Но куда более убедительной и объективной точкой зрения видится, что «осенний патриарх» Роже Гароди был скорее национал-большевиком, антиамериканистом и сторонником евразийской теории в её свежем издании. Он внёс значительный вклад в становление т.н. «французской школы евроазиатов», выдвинув концепцию блока «Европа-Азия» (не удивительно, что из «штанов Гароди» вырос даже одиозный Гийом Фай со своими полуплагиаторскими идеями). Что касается антиамериканской позиции профессора, то тут он являлся одним из зачинателей кампании бойкота американских и израильских товаров, захлестнувшей страны Азии и Африки, а где-то - например, в мусульманском мире - даже ставшей принципиальной чертой джихадистского стиля. В своём интервью известному коммунитаристу Люку Мишелю Гароди признавался, что его цель - создать мультитюдный Всемирный фронт против империализма, «в котором уживалась бы всякая специфичность».

Мсьё Гароди оставил более 50 книг, посвяшённых, главным образом, политической философии и марксизму. В его богатейшем, основательном, многоплановом наследии сочетаются мемуары, художественные романы, пьесы, работы по эстетике, исламоведению, истории философии, экзистенциализму и искусствоведению, острые полемические сочинения, ревизионистские труды. Роже Гароди ненавидел интегризм и воевал против него всеми силами. У него вышел цикл книг, каждая из которых посвящена какому-либо отдельно взятому интегризму: христианскому, сионистскому или исламистскому.

Особенно можно назвать такие сочинения Гароди, как: «Антей», «Коммунизм и возрождение культуры Франции», «Восьмой день творения», «Исторический вклад арабской цивилизации», «Французские источники научного социализма», «Церковь, коммунисты и христиане», «Коммунистический Манифест. Революция в истории социалистической мысли», «Материалистическая теория познания», «Свободы», «Козни против марксизма», «Открытые вопросы к Жану-Полю Сартру», «Сюрреализм в реальном мире: путь Луи Арагона», «Перспективы человека», «Бог умер», «Что такое марксистская мораль?», «Из безбрежного реализма. Пикассо, Сент-Джон Перс, Кафка», «Карл Маркс», «Об анафемах в диалоге», «Марксизм в ХХ столетии», «Мысль Гегеля», «Китайская проблема», «Ленин», «О реализме ХХ века. Исследования по Фернану Леже», «О модели французского социализма», «Можно ли быть коммунистом сегодня?», «Свободы живущих в неспокойные времена», «Великий разворот социализма», «Марксисты и христиане лицом к лицу», «Вся правда», «Надежда на реконкисту», «Альтернативы», «Танцуя свою жизнь», «60 работ, предвосхитивших будущее», «Слова человеческие», «Проект надежды», «О диалоге цивилизаций», «Кем вы меня считаете?», «Воззвание к живым», «Как человек стал человеком», «Ещё есть время, чтобы жить», «Обещания Ислама», «О появлении женщины», «Дело Израиля: политический сионизм», «Обучение в диалоге цивилизаций», «Биография ХХ века», «За Ислам ХХ века. Севильская хартия», «Могильщикам - новый вызов жизни», «Лишь только мой век», «Фундаментализм», «Выступающие против Великой французской революции», «Прочь, ночь!», «Нужен ли нам Бог?», «Памятуй. Краткая история СССР», «К войне религий. Дебаты эпохи», «Ислам и фундаментализм», «Основополагающие мифы израильской политики», «Величие и упадок Ислама», «Ответ на линчевание аббата Пьера и Роже Гароди со стороны СМИ», «Мои свидетели», «США - авангард упадка», «Суд над израильским сионизмом», «Грядущее», «Суд над свободой», «Ислам на Западе. Дух Кордовы», «XXI век: глобальное самоубийство или воскрешение?», «Западный терроризм», «Что такое антиамериканизм?», «48-й Прометей», «Пусть докажут, что я не прав», «Интегризм», «Куда мы движемся?».

И это перечень произведений, не считая бесчисленного множества написанных им статей, данных интервью и прочитанных лекций. О самом же Роже Гароди, его духовной биографии и политической философии имеется немалое количество литературы. Мы бы выделили работы Р. П. Коттьера, Сержа Перротино, Клода Глемана, Андре Дюплё, Салима Бустро, Лемба Тиебва, Робера Гулона, Михаэля Празана и Адриана Минара.


Франция, Роже Гароди, коммунизм - орудие убийц, антисионизм, ревизионисты

Previous post Next post
Up