Jul 02, 2013 11:01
Запись опубликована Zelenola.
Когда речь заходит о следовании каким-то системам организации, например, GTD или флайледи, почему-то у людей часто срабатывает подход «все или ничего». Они либо упорно пытаются встроить свою жизнь в совершенно неподходящую им систему, как сестра Золушки пыталась впихнуть ногу в малюсенький хрустальный башмачок, либо отвергают все и сходу, как все та же сестра идею о том, что из Золушки может получиться неплохая принцесса.
Когда мы с клиентами обсуждаем их жизнь, они мне периодически говорят что-то в стиле «ну вот я же так все хорошо распланировал, я все сделал как надо, а все равно не получается, и я так устаю». Когда мы приходим к идее, что совершенно необязательно следовать уже кем-то придуманной системе (по крайней мере, до последней буквы), реакция обычно как в анекдоте: «А что, можно было?» И что интересно, обычно слышится нотка самоуничижения за то, что не получается жить по кем-то придуманным канонам. Мол, вот такой хороший-умный человек все так замечательно расписал, а у меня, тряпки, даже не выходит все организовать по науке. И только когда начинаешь с исследования - а как мне на самом деле удобно? а как мне лучше сделать то-то? - понимаешь, насколько это продуктивнее и легче.
Другая крайность - отвергать всю систему в принципе. «Да читала я про эту вашу флайледи, увидела, что там нужно каждое утро наряжаться и ходить по дому на каблуках, сразу поняла, что фигня полная, чего ее пробовать». Т.е. не было даже попытки вникнуть в суть системы, понять, о чем она и каковы ее принципы. Если что, они бесконечно далеки от наряжания и каблуков (которых в оригинале, собственно, и нет). Даже если происходит попытка пожить по системе, при первом же несоответствии личным особенностям она признается неподходящей и забрасывается. Хотя вполне можно было бы адаптировать под себя отдельные элементы и жить дальше долго и счастливо.
Как обычно, весь вопрос в том, как найти золотую середину. Я периодически встречаю совет «начать использовать систему полностью, а потом потихоньку отбросить-адаптировать неподходящее». Но, на мой взгляд, это требует слишком много времени и усилий. Если учесть, что любую систему, как правило, начинают внедрять с целью облегчения жизни, получается совсем нехорошо.
Я бы предложила разбить внедрение на несколько этапов. Сначала выделить все, что безусловно подходит и можно начать использовать уже сейчас. Потом впускать в свою жизнь вызываюшие сомнение элементы, при необходимости проясняя их суть. И в конце вернуться к тому, что было отбраковано поначалу, вдруг теперь оно стало понятным или прояснилось, как его можно все-таки встроить в систему.
На выходе мы получим очень адаптированный и приятный алгоритм действий, у которого несравненно больше шансов прижиться. Но даже это не значит, что результат не надо будет периодически пересматривать.
тайм-менеджмент,
планирование