Основные этапы исторического пути Вологодчины

Sep 21, 2017 22:33

Полный текст речи для заседания ДК при ЗСО от 21.09.2017

Наш край имеет практически тысячелетнюю историю. Хотелось бы выделить в ней те ключевые моменты, которые оказали влияние на будущее, на наше настоящее.

1. Монастырская колонизация XIV - XVI веков.

Ученики св.преп.Сергия Радонежского пошли на север, в наш лесной край и стали основывать монастыри. Они становились не только духовными, но и экономическими центрами. От монастырских слобод произошли Череповец и Кириллов. И даже рождение Вологды и Великого Устюга связывается с монастырями. Грязовец возник из починка, принадлежавшего Корнилиево-Комельскому монастырю. Наш край имеет огромное количество святых, такого количества нет ни у одного другого региона.

2. Торговля с Западом (XVI - XVIII вв.).

Она стала возможной благодаря нашей речной системе. Вологда является конечным пунктом речного пути из Северного Ледовитого океана. Три главных города на этом пути в нашем регионе - Вологда, Тотьма и Великий Устюг, крупные экономические центры. При Иване Грозном, фактическом втором основателе Вологды, английские купцы открыли этот путь и сумели добиться заключения выгодного торгового соглашения. Англичане доминировали до 1649 года, затем доминировать стали голландцы. Этот путь утратил своё значение после того, как Пётр Великий отвоевал у шведов выход в Балтийское море и построил там Санкт-Петербург.

3. Мариинская система каналов (конец XVIII - XIX вв.).

Исходя из упомянутой в предыдущем пункте речной системы, выведу следующий пункт. Дело в том, что долгое время Волжский и Северодвинский бассейны не были связаны друг с другом. Переход осуществлялся по системе волков. Именно так новгородцы добрались до нынешней Архангельской области. Пётр Первый надумал соединить Балтийское море с Волгой. Однако он не успел воплотить это в жизнь. Проект был разработан при Екатерине Великой, а реализация началась в 1796 году, при Павле Первом. В 1810 году при Александре Первом канал был построен. Он связал Балтийское море с Волгой. Однако это было ещё не всё. В 1825 - 1829 годах Шексна и Сухона соединяются каналом имени герцога Александра Виртембергского (Северо-Двинский канал), который соединил бассейны Волги и Северной Двины, а заодно Белое море и Балтийское. Далее строится ещё ряд каналов, образующих целую систему: Белозерский (1843 - 1846). Онежский (1845 - 1851), императора Александра II (Ново-Ладожский, 1861 - 1866), императрицы Марии Фёдоровны (Ново-Сясьский, 1878 - 1880), императора Александра III (Ново-Свирский, 1878 - 1882) и Ново-Мариинский (Каменный, 1882 - 1886). Также отмечу, что в 1802 - 1811 годах создана Тихвинская система, соединённая с Мариинской. В 1890 - 1896 годах происходит переустройство этой системы, улучшение. В советское время всё это модернизируется и переименовывается, превратившись в Волгобалт хотя основа этого всего была создана раньше и довольно исправно функционировала.

4. Северная железная дорога (конец XIX - начало XX вв.).

Помимо обычных рек есть ещё железные реки - это наши железные дороги. В 1868 году строится самый первый участок нынешней СЖД. В 1870 - 1872 годах построен путь Александров - Ярославль - Вологда. В 1898 году Саввой Мамонтовым построена ж/д Вологда - Архангельск. В 1905 году строится ж/д Обухово - Череповец - Вологда, а в 1906 году - Вологда - Вятка. 1 января 1907 года Московско-Ярославская ж/д переименовывается в СЖД. Позже, во время Первой мировой войны строится железная дорога, связавшая столицу с Кольским полуостровом. В 1914 - 1915 годах строится частная Олонецкая ж/д (Петербург - Петрозаводск), а в 1915 - 1916 годах - Мурманская ж/д (Петрозаводск - Сорокская бухта - Мурманск). Знаменитый город-герой, первоначально носивший имя Романов-на-Мурмане, был основан как железнодорожная станция и морской порт, через который шли к нам поставки наших союзников. Во время великой Отечественной названная Кировской эта ж/д выполняла те же самые функции. Её проект, как и проект других железных дорог, утвердил лично Государь Николай Второй. Кстати сказать, именно он, благодаря ходатайствам нашего городского головы Николая Волкова, утвердил, чтобы железная дорога на Вятку прошла через наш город. Так Вологда превратилась в крупный железнодорожный узел на Севере. В советское время была построена только одна важная дорога - Печорская (Коноша - Воркута, 1937 - 1941), построенная, как и Беломоро-Балтийский канал, рабским трудом заключённых (кстати, стоит отметить, что участок Гирсово - Котлас был построен ещё в 1897 - 1899 годах в рамках строительства в 1895 - 1898 годах Пермь-Котласской железной дороги, которая пролегала из Перми через Вятку и порты Северной Двины в Котлас; в 1900 году объединена с Пермь-Тюменской железной дорогой, именовавшейся до 1898 года Уральской горнозаводской, в единую Пермскую железную дорогу). Эта дорога стала важным путём к угольным шахтам Коми. Однако основа СЖД была построена до 1917 года, причём. самые важные участки - при Николае Втором, которому в нашем городе нет ни одного памятника, равно как и Николаю Волкову.

Спросите, почему я не называю советский период? Строительство ЧМК и всё такое прочее? Сейчас я, наверное, скажу не очень приятные и, возможно, неудобные вещи, но появление того же ЧМК было просто невозможно без того, что указал выше. Этот проект был рождён ещё в 1930-е годы и даже Печорская дорога строилась тоже под него. Но основой основ стало наличие самого города Череповца (который появился из монастырской слободы). Экономическое значение этого города сильно возросло только после открытия судоходства по Мариинской водной системе. Он имел там довольно выгодное расположение и быстро начал расти. Затем, в 1904 - 1906 годах в городе строится ж/д станция и через него проходит путь из Петербурга на Вятку. Пересечение всех этих путей и стало причиной строительства здесь такого промышленного гиганта.

А дальше начинается страшное преступление против природы и человечества. В 1941 - 1947 году создаётся Рыбинское водохранилище. Затапливается территория целого уезда. Потери были колоссальными. Затоплены:
- часть Череповца
- ¾ Весьегонская
- город Молога
- 663 селения
- 3 монастыря
- более 250 тысяч га лесов
- до 80 тысяч га пойменных заливных лугов
- более 70 тысяч га пашни
- более 30 тысяч га пастбищ

130 тысяч человек вынуждены были переселиться со своих мест. Вообще, как хорошо сказал один мой знакомый журналист, «водохранилища убили Волгу». Это нанесло серьёзный экологический ущерб, нарушило биологический баланс. А дальше было строительство ЧМК и строительство в 1970-х годах химзаводов, которые нанесли серьёзный удар по экологии.

Я даже не говорю про огромный демографический урон, нанесённый в годы советской власти по нашему краю, про то, что было сделано в отношении историко-культурного наследия. Была разрушена вологодская деревня, нанесён урон по традиционной культуре, произошло существенное снижение численности населения, нанесён серьёзный удар по экологии.

Дополняю текст своими размышлениями, записанными постфактум:

Вообще главное, что я для себя понял: есть люди, которые не просто мыслят категориями того, что всё главное было сделано после 1917 года, а считают многое из сделанного тогда великим и грандиозным.
Считать Волгобалт супер-проектом на фоне Мариинской системы - ну это просто глупо. Считать мега-проектом БАМ, когда это всего лишь ответвление Транссиба...
Понимаете, всё то, что построено на территории области после 1917 года на фоне того, что создано до этого - ну просто несоизмеримо.
Реально, ЧМК без каналов, рек и железной дороги не появился бы в Череповце. Без этих императорских проектов не возникло бы это предприятие. Тем более, что создание ЧМК имело неприятные последствия для экологии - создание Рыбинского водохранилища нанесло сильный удар по экологии.

Вологда, политика, Николай II, коммунисты, история, СССР, консерватизм

Previous post Next post
Up