На днях купил и прочитал 9-ю книгу варяжского цикла Александра Мазина (я о нём
писал) - «Золото старых богов».
Книга увлекательная, интересная, держит в напряжении. Вообще главная проблема длинных литературных циклов - то, что автор, в конце концов, банально исписывается. С Мазиным, как мы видим, этого не произошло. Почему же? Давайте взглянем на сам этот цикл.
Варяжскую серию можно условно разбить на несколько частей.
Первая - становление как воина и одного из вождей Древней Руси попаданца Серегея Духарева. Это первые четыре книги, в которых он - главный герой. Четвёртая заканчивается моментом довольно острым - не ясно, убит герой или не убит. Тут, вроде бы, серии и конец, тем более, что Мазин ещё не хотел писать про Владимира. Но, в итоге, решился.
Вторая часть - это уже в жанре исторического романа, где Серегей отходит на второй план и главным героем становится его второй сын Славка (Богуслав). Хотя, всё же, я бы сказал, что в этих трёх книгах серии главный герой ещё и князь Владимир. Собственно, в этой трилогии, составной части серии, два сюжета - взросление и возмужание Славки и восхождение князя Владимира к власти, укрепление его позиций, а затем и крещение в истинную веру. Книги сопровождаются вступлениями и комментариями историографического характера. Мазин подошёл к работе над ними довольно ответственно, и если где-то ему пришлось отойти от реальности или от общепринятого взгляда, он непременно даёт пояснение. У современных авторов такое встретишь редко.
Третья - это рассказ уже о третьем сыне Серегея - Илье-Годуне, который вообще уже не связан с нашим миром и является абсолютным уроженцем мира Древней Руси. Если Славка - сын попаданца, то Илья - это усыновлённый Серегеем мальчик, рождённый в то время и тамошними людьми. В качестве основы, Мазин берёт былины об Илье Муромце и фактически его подвиги совершает Илья-Годун Серегеич Духарев. Восьмая и девятая книги цикла - про него, про этого мальчика из Х века, ставшего мужем.
От этого смещения внимания с одной персоны на другую, с одного героя на другого, при сохранении былых, у автора получается вполне неплохая литературная серия, которую реально интересно читать. Честно, можно отметить, что романы становятся серьёзнее, опять же, автор занимается работой с источниками и старается воссоздать тот мир, при этом, конечно, не забывая про литературный вымысел и про литературный язык. Пожалуй, именно данный цикл и оставит имя Мазина в истории. Других романов его (кроме серии о Риме) я не читал, но, думаю, что именно варяжский цикл способен обеспечить его автору славу и память. После прочтения книг Мазина про Русь начинаешь испытывать гордость, любовь к русской истории. Потому что там сильные русские, которые побеждают врагов, которые держатся вместе и показывают всем, что с ними надо считаться.
Кстати, если на протяжении большей части цикла врагами русов были копчёные (печенеги) и ромеи, то в новых книгах серии (начиная с «Княжьей Руси») главными врагами становятся лехиты (пояснять не надо?). В книгах идут длинные пояснения о геополитике того времени, необходимые для пояснения ситуации в мире, где живёт Серегей Духарев. Т.о. романы часто могут нести и просветительскую функцию. Вообще же цикл можно охарактеризовать как рассказ о первых годах русской истории, о становлении русского государства через призму истории семьи Духаревых. По сути, это такой эпос (тем более, что для новых книг автор прибегает к реальному эпосу того времени - русским былинам), где описывается то, как русская держава вставала на ноги и начинала укрепляться, расширяться.
Нельзя не отметить также и такого важного факта, как то, что главные герои серии - православные христиане, которые не изменяют своей вере и борются с язычниками, хотя. порою, они ещё живут в языческом сознании, у них ещё двойное мышление. Славка и Илья любят перуновы игрища, потому что там весело и там все братья и друзья. Это можно объяснить только их молодостью и тем, что там друзья, собратья по оружию. Впрочем. автор не считает поголовно всех язычников плохими - яркие образы Рёреха и Святослава показывают нам, что и язычник может быть хорошим человеком, но всё же только христианство способно принести спасение. Отказ от старых культов и принятие новой веры тяжело переживают некоторые герои, например, жена Богуслава, Лучинка-Евпраксия, отрекшаяся от бесовской Мокоши и сильно страдающая от этого, поскольку этот культ исповедовали её предки и ей трудно принять новую веру. Но со временем всё налаживается и христианство становится неотъемлемой частью русской истории и русской культуры. И юный Илья-Годун чувствует. что Христос помогает ему победить и одолеть врагов, он решает ряд мучивших его вопросов.
Собственно, о самом девятом романе этой ноналогии (которая, впрочем, таковой является временно и вскоре непременно станет декалогией). Как сказано выше, главный герой - Илья-Годун Духарев, младший, приёмный сын Серегея Духарева, объединяющего собой все девять романов. Излечившийся после паралича ног (последствие ранения) и ставший сильным крепким воином, он изловил Соловья-разбойника и теперь является гриднем князя Владимира. Жизнь удалась. Но ему приходится вступить в бой со старыми богами славян - точнее, бесами. Действие романа происходит на территории современной Польши. В романе впервые появляется польский князь (будущий король) Болеслав Храбрый, сын князя Мешко, который вместе с отцом доселе только упоминался в разговорах героев. Он - очень важный персонаж в истории Польши, а также и нашей страны. Википедия даёт такую его характеристику:
«Современники, даже противники, единогласно характеризуют Болеслава как умного, хитрого и искушённого политика. Русский летописец говорит, что Болеслав «бяше смысленъ», очень не любивший его Титмар Мерзебургский подчёркивает «лисью изворотливость» польского князя. В молодости Болеслав прославился доблестью в сражениях и получил прозвище Храброго; смелость и выдержка не изменила ему и в поздние годы, когда он, будучи очень тучен, уже не мог седлать коня и лично вести войска в бой. Начала польской государственности, заложенные при Болеславе, пережили временную анархию после его смерти и оказались долговечными».
Болеслав явно будет героем и последующих книг цикла, это его первое появление. Оно играет весьма важную роль в сюжете и от него зависит судьба главного героя. Но не буду подробно рассказывать, читайте эту книгу сами, она стоит того.
А знаете ли вы, что...
1. Прадедом Артёма и Богуслава Духаревых, согласно романам цикла, был болгарский царь Симеон Великий. Внучкой этого знаменитого правителя была их мать - Сладислава Радовна Скопельская, рождённая от брака бояярина Рада из Скопле с дочерью царя.
2. Потомком Сергея Духарева, согласно циклу, является знаменитый полоцкий князь и великий князь киевский Всеслав Вещий (Всеслав Чародей). Его дедом был Изяслав, сын Рогнеды Роговолдовны Полоцкой от связи с Богуславом Духаревым.