Вологда под игом большевизма. Часть I.

Mar 12, 2017 22:38




Демонстрация в Вологде. Довольно жутковатая картинка.
На заднем плане - Благовещенская церковь, которую снесут в 1936 году (по другим данным - в 1960-е годы).
Фото из группы Старая Вологда.

ВСТУПЛЕНИЕ
Марксистско-ленинско-сталинско-брежневский строй был безжалостным и античеловечным железобетонным монолитом. Единственным его абсолютным принципом было сохранение власти любой ценой.
(с) Игорь Шафаревич

Ленинско-сталинская система просуществовала в России всего 70 лет, между тем русская христианская цивилизация, начало которой было положено святым равноапостольным князем Владимиром, живет уже более тысячи лет.
(с) игумен Филипп (Рябых)
(1) Сегодня распространенно среди несознательной молодёжи, науськиваемой старыми коммунистами и разными провокаторами, типа кургинянов, поверие, будто бы советская власть чуть ли не осчастливила Россию и русский народ, что, якобы, советский период чуть ли не «лучшее время российской истории» или «советский - это высший уровень русского». Здесь хочется только привести русифицированный вариант английского выражения facepalm - рукалицо.

(2) В самом деле, это настолько еретическая и возмутительная вещь, что даже радикальные коммунисты-марксисты-ленинцы против подобного протестуют. Советское и русское - это не синонимы. По сути, советское всегда старательно убивает русское, вселяясь в русское тело и заражая русский организм. Советскость старательно отрицает и убивает русскость.

(3) В рамках цикла «Хроники загнивания» я старательно писал о том, что представляет из себя коммунизм, что представляют из себя коммунисты и какой вред они несут нам всем. На прошлогодних выборах коммунисты провалились и потеряли немало голосов. Зато большого успеха добилась партия ЛДПР, лидер которой, Владимир Жириновский, отметился радикально антикоммунистическими заявлениями и выступлениями в преддверии кампании. Я предполагал, что это может отрицательно сказаться на рейтинге партии, но, по ходу дальнейших событий, стал понимать, что как раз именно эта партия отодвигает на второй план КПРФ. А это значит, что коммунистическая петрушка уже изрядно многим надоела.

(4) Читатели моего ЖЖ уже наверняка читали текст о том, как я перестал быть коммунистом. В нём я перешёл от частного к общему и стал разоблачать саму сущность коммунистической идеологии. Я понял, что нет разницы, КПРФ или какие-то «правильные» марксисты - все они одинаково вредны для нас.

(5) В данном тексте я решил привести некоторые факты и данные о том, что представляла собой советская власть для нашего региона. Я не ставил собой задачу показать полной и всеобъемлющей картины, я лишь привожу ряд моментов, которые должны заставить задуматься тех моих читателей, которые ещё колеблются. Надо уже понять тот факт, что коммунизм - это смерть. Смерть для всего русского и вообще для всего живого. Думаю, приведённые здесь мною данные это подтверждают.

ГЛАВА I.
Демография.
(6) Начнём с такого момента, как демография. В 1897 году на территории нынешней вологодской области (6 уездов Вологодской губернии, 4 уезда Новгородской губернии и Вытегорский  уезд Олонецкой губернии) проживало приблизительно 1,5 млн. человек. В 1915 году эта цифра составляла уже приблизительно 1,96 млн. человек. В годы Первой мировой войны та же Вологда стала местом, где обосновались на жительство беженцы из прифронтовых и оккупированных немцами губерний. Но имел место и естественный рост численности населения. В губернском центре в начале ХХ века рождаемость стала превышать смертность, количество детей и молодёжи увеличилось, их стало больше, чем стариков и людей среднего возраста (также стоит учитывать и фактор переселения в город крестьян, ехавших на заработки).

(7) После гражданской войны и прочих событий того времени (в этот период уходит из жизни мой прадед, Григорий Зеленин, оставляя сиротой своего сына Василия, моего деда) на той же территории (разделённой между Вологодской, Череповецкой, Ленинградской и северодвинской губерниями) в 1926 году проживало уже приблизительно 1,93 млн. человек. Сельское население было ещё довольно велико, к тому же после революции крестьяне смогли даже разжиться землёй, а НЭП вообще давал возможности для развития хозяйства. Казалось, что всё страшное позади, но на самом деле это было только затишье перед бурей, все самые страшные ужасы и лишения были ещё впереди.

(8) После коллективизации и массовых репрессий  на территории Вологодской области в её современных границах проживало в 1939 году уже приблизительно 1,6 млн. человек. Следующие сведения мы получаем из материалов переписи 1959 года, т.е. через 20 лет после проведения переписи 1939 года. За это время по области прошлись война и голод, сильно ударившие по вологодской деревне. Война унесла множество жизней - на фронте погибло много молодых и здоровых мужчин (в их числе - мой двоюродный дед, а также отцы Василия Белова, Владимира Аринина, Александра Романова, Юрия Каюрова и Валерия Гаврилина), в самой области, которая была прифронтовой и активно работала на Победу, от голода и болезней умерло немало людей - женщин, детей и стариков (в частности, мать и младшая сестра Николая Рубцова, после чего сам поэт попал в детский дом; умерло немало эвакуированных по «Дороге жизни» блокадников, которые нашли своё последний приют на вологодской земле, о чём свидетельствует мемориал на Пошехонском кладбище Вологды). По сути, Вологодчина понесла огромные человеческие потери, по каковой причине даже проводятся сравнения с оккупированной фашистами Белоруссией, где погиб каждый четвёртый её житель. Немало тех, кто вернулся с фронта, вернулись искалеченными как физически, так и духовно (например, поэт Сергей Орлов). Всё это не могло не нанести серьёзного удара по населению области. И в 1959 году он составляло уже приблизительно, 1,3 млн. человек. Т.е. практически за 40 лет на территории современных границ нашего региона численность населения сократилась приблизительно на 660 тысяч человек! Вдумайтесь в эту цифру! Это более полумиллиона. Я даже не буду добавлять сюда нерождённых, тех, кто мог бы родиться, но не смог.

(9) Впрочем, с наступлением стабильных времён «золотого тридцатилетия», падение численности замедлилось - в 1970 году население области составляло 1,29 млн. человек. К тому же наметился и некоторый рост численности населения, но довольно медленный - в 1979 году она составляла 1,3 млн. человек и в 1989-м - 1,35 млн. человек. Всё это можно связать с улучшением уровня жизни населения в результате проводимой государством социальной политики (которую олицетворял в стране премьер Косыгин, а в нашей области - её руководитель Анатолий Дрыгин), а также с развитием промышленности - в частности, строительством и деятельностью в Череповце крупного металлургического гиганта, на строительство которого свозились люди со всего СССР. Но в это же самое время деревня находилась в ужасном, плачевном и трагическом состоянии, которое с болью описывали писатели-деревенщики, неформальным лидером которых был вологодский писатель Василий Белов. К тому же государство проводило политику ликвидации «бесперспективных деревень», что было, по сути, сравнимо только с коллективизацией. После того, как колхозникам вернули паспорта, из деревни начался активный отток населения. По сути, вологодская деревня оказалась на грани уничтожения.

(10) Т.о. за годы советской власти население территории области сократилось примерно на 600 тысяч человек. Серьёзный ущерб нанесли народу катаклизмы века. Но даже с падением власти коммунистов ситуация лучше не стала - мы видим, что с 1990-х продолжается постепенное сокращение численности населения. В 1991-м было 1,35 млн. человек, в 1994-м - 1,34 млн. человек, в 1999-м - 1,3 млн. человек. Перепись 2002 года показала 1,26 млн. человек, а перепись 2010-го - 1,2 млн. человек. Сейчас, в 2017-м году численность населения области составляет 1,18 млн. человек. То есть, за почти 100 лет мы потеряли приблизительно 800 тысяч человек! Эти цифры ужасают сами по себе. Да и не только цифры, но и сам факт того, что случилось с нашим краем.

ГЛАВА II.
Гонения на религию. Часть 1.
(11) Теперь перейдём к истории гонения большевицкой власти на православную веру. Собственно, я могу отметить, что они боролись с религией в целом и репрессиям и гонениям подвергались все. Но именно православие всегда было главной религией страны и религией большинства. Поскольку Вологодчина - это русский регион, то он также и православный. Поэтому говорить мы будем именно об этом.

(12) На начало ХХ века в Вологде было 2 монастыря (Горне-Успенский и Свято-Духов), 3 собора (Софийский, Воскресенский и Спасо-Всеградский) и 48 церквей (приходских, бесприходных, кладбищенских). Спасо-Прилуцкий монастырь тогда находился на территории Вологодского уезда и в черту города ещё не входил. Вологда была городом, через который паломники ехали, чтобы посетить святыни Северной Фиваиды - например, знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, находившийся в соседней новгородской губернии. Свои заметки о Вологде, сделанные по следам паломничеств оставили Степан Шевырёв и Андрей Муравьёв (последний как раз и придумал термин «Северная Фиваида»; он же, кстати, назвал «кремлём» стены Архиерейского подворья).

(13) Большевики захватили власть и немедленно начали наступление на религию. Начинают они с закрытия монастырей и всех 10 домовых церквей в 1918-м году. Впрочем, храмы упразднённых монастырей продолжали действовать. Также были закрыты верхние храмы Кирилло-Рощенской и Екатерининской церквей. Все остальные церкви города продолжали действовать. Но большевики вовсе не собирались оставлять Церковь в покое. У них была цель - уничтожить православие и религию в целом, заменив её сатанинским культом Коммунизма и его «пророков» Маркса-Энгельса-Ленина. Начали они с воровства - в ходе кампании по сбору средств на помощь голодающим Поволжья (в том, что данное бедствие унесло столько жизней, виновны, прежде всего, именно большевики) советская власть начала требовать у Церкви отдать церковные ценности. Церковь, конечно же, пожертвовала определённое количество, но большевикам нужно было отобрать всё и они начали изымать силой. Тех, кто прятал и скрывал святыни от псов, они объявляли «преступниками» и судили по своим волчьим законам. 1 июня 1922 года в Петрограде арестован непримиримый к обновленцам митрополит Вениамин, обвинённый в «сокрытии церковных ценностей». Был организован процесс, к которому было привлечено ещё 86 человек. Он проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года. Владыко держался мужественно и вины своей не признал. Но советский суд это не волновало, они уже заранее для себя определили виновность обвиняемых. Петроградский ревтрибунал приговорил 10 человек к смертной казни, но шести приговор заменили на лишение свободы. 13 августа 1922 года под Петроградом митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), адвокат Иван Ковшаров и профессором Юрий Новицкий. В 1992 году все они были причислены к лику святых новомучеников. В Москве под арестом в Донском монастыре находился Патриарх Московский и всея Руси Тихон (освобождён 26 июня 1923 года), в отношении которого вплоть до 1924 года велось следствие.

(14) Репрессии против священников на Вологодчине начались как и по всей стране с 1918 года. 15 сентября 1918 года большевицкие каратели расстреляли в Кириллове епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева), игумению Ферапонтова монастыря Серафиму (Сулимову), земского начальника капитана 2-го ранга в отставке Трубникова Михаила Дормидонтовича, бывшего главного Кирилловской гордумы Бурлакова Николая Игнатьевича, крестьян Барашкова Анатолия Андреевича и Марышева Филиппа Кирилловича. Они были расстреляны как заложники в рамках красного террора. В том же году убиты карателями священники о.Прокопий Попов (убит карателями в селе Шолга Великоустюжского уезда 13 октября 1918 года) и о.Иоанн Иванов (священник Ферапонтова монастыря; убит в Череповецкой тюрьме в октябре 1918 года) и монах Никифор (Югов) (убит в ночь на 2 ноября 1918 года большевицкими карателями  в числе семнадцати человек, арестованных в те дни в Великом Устюге.). Все убиенные были причислены к лику святых новомучеников в августе 2000 года. 19 сентября 1918 года в районе села Помоздино без суда и следствия был убит большевицкими картелями священник Спасской церкви в селе Усть-Нем о.Димитрий Спасский. Его канонизировали в 2001 году. Прошли в Вологде и судебные процессы над «укрывателями церковных ценностей». В 1921 году был арестован священник о.Константин (Богословский), приговорён к 5 годам лишения свободы, но амнистирован и освобождён. В том же году арестован настоятель Екатерининской церкви о.Николай Караулов и выслан на 2 года в Пинегу. В 1923 году он стал епископом Вельским (был им до 1927 года). Весной, в апреле и мае 1922 года прошло два процесса по делу «укрывателей». На первом суд вёлся над настоятелем Никольской Глинковской церкви протоиереем о.Симеоном (Видякиным) и членами приходской общины - Девяткиным, Паникаровым и Вересовым. На втором - над настоятелем кафедрального собора протоиереем о.Фёдором Казанским и членами приходского совета Кокаревым (староста собора), Львовым, Надеевым и Самариным. В августе того же года снова арестован о.Константин, выпущен под подписку и 30 марта 1923 года приговорён к 2 годам заключения, Отбывал срок в СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), после освобождения жил в административной ссылке в Архангельске, затем вернулся в Вологду и стал в 1925 году настоятелем Благовещенской церкви (до самого её закрытия). 23 января 1924 года проходит последний процесс - над священником Богородской Нижнедольской церкви о.Александром Дмитриевским. В 1925 году арестован епископ Вельский Николай (Караулов), содержался в вологодской тюрьме, но был освобождён (до следующего ареста, 10 мая 1931 году; 17 апреля следующего года он скончается в Новосибирской тюрьме; канонизирован как новомученик в августе 2000 года).

(15) Собственно, это было только начало. Изъятие церковных драгоценностей было частью общего изуверского плана по уничтожению Церкви. «В целом проводимая в Вологде кампания 1921-1922 годов по изъятию церковных ценностей представляла собой грубое, порой противоречащее закону вторжение в жизнь церковных общин. Многим приходским храмам Вологды в 1922 году был нанесен значительный материальный ущерб, из них было вывезено огромное количество церковных ценностей, имевших высокохудожественное значение. Драматизм произошедшего еще и в том, что, как ныне становится известно, эти драгоценности не были направлены на помощь голодающим Поволжья. Большая часть изъятого была истрачена на проведение самой кампании, была направлена на обеспечение партийного и советского аппарата и безвозвратно исчезла за границей». Впереди были закрытие и отбор храмов у Церкви, с разрушением части из них и приспособлением других под какие-то нужды безбожной власти. Русское Православие вступало в период тяжких испытаний…
 

Первая мировая, политика, коммунисты, история, Патриарх, Вологда, либералы, Великая Отечественная, Православие, СССР

Previous post Next post
Up