Пирс Брендон. Упадок и разрушение Британской империи. 1781 - 1997. Упадок Рима был естественным и неизбежным результатом чрезмерного величия.
После того, как время или случайность убрали искусственные опоры,
великолепная ткань порвалась под давлением собственного веса.
(с) Эдуард Гиббон
"История упадка и разрушения Римской империи".
Есть один весьма интересный факт: «Империя» Фергюсона впервые вышла в 2003 году, а в России увидела свет в 2013-м. «Упадок» Брендона - книга, вышедшая в 2008-м, и появившаяся в России уже в 2010-м. Книга Фергюсона значится в перечне использованной литературы, так что много отметить, что она повлияла на данную работу.
Начинает автор с того, что обращается к тому, почему такое название у книги. Разумеется, автор говорит чётко и понятно - главный и законный наследник Римской Империи это Британия (логично, что через неё США), а остальные - лишь самозваные претенденты (тем более Россия!) Было бы странно ожидать иного от автора-британца.
В первой главе от поражения англичан под Йорктауном, Брендон переходит к описанию «ужасов работорговли». Он прямо указывает, что Великобритания, изначально было принявшая революцию во Франции (отнесшись к этому как к совершенно нормальному явлению - у самих такое было, знаем), затем, вступив в войну против республики, использовала это в корыстных интересов, что не является новостью. Собственно, можно сказать, что от революции во Франции было два выгодополучателя - Британия и Россия. Каждый использовал это всё в своих целях. Британия, в данном случае, как известно, откровенно успела прихватить все французские колонии, а заодно и колонии стран, занятых французскими войсками. Которые, разумеется, они потом и не подумали возвращать. Хотя Франции вроде как всё вернули. А вот Голландии, которая была занята Францией, стала карманной республикой, потом вассальным королевством, потом вообще в состав вошла, большую часть не вернули от слова совсем - такие жирные куски, как Капстад и Цейлон нужны были самим.
Что интересно, запрет работорговли и рабства сорвался из-за казни короля во Франции - на аболиционистов заорали «вы ииикобииинцыыы!» и всё сорвалось. Зато потом, в пику Франции, в 1807 году работорговлю запретили. «Естественно, британцы утверждали, что конкурирующие с ними империи были деспотичными, зато их собственные колонии базировались на принципах свободы». На тему аболиционизма в Англии, кстати, о событиях, описанных в книге, можно посмотреть весьма интересный «Изумительная благодать» («Удивительная лёгкость») Майкла Эптеда 2006-го года об аболиционисте Уильяме Уилберфорсе). Фильм - прекрасный. И актёры там тоже - как на подбор. Йоан Гриффит, исполнитель главной роли - это же тот самый Хорнблауэр. Прекраснейший Камбербэтч в роли Уильяма Питта-младшего. Майкл Гэмбон (Дамблдор) в роли Чарльза Фокса. Руфус Сьюэлл в роли поэта Кларксона. Фильм о том, как благодаря решительности и упорству главный герой приходит к своей цели, как он добивается того, что хотел, несмотря на массовые препоны, несмотря на сильное лобби противников, несмотря ни на какие трудности. Фильм просто превосходный в этом плане.
Рассмотрим теперь книгу по отдельным темам - по странам.
1) ИРЛАНДИЯ.
В книге Брендон пишет, в частности, о том, что сегодня многими исследователями, и, в первую очередь, самими ирландцами, события голода 1840-х годов воспринимаются как аналог Холокоста, уничтожения евреев Гитлером. Ирландцы убеждены, что англичане сознательно их уничтожали. Т.о., эти события воспринимаются примерно как голодомор. «К 1851 году, когда этот холокост закончился, вероятно, умерли около одного миллиона человек, а ещё полтора миллиона эмигрировали», пишет Брендон. Эти события стали важными для сознания ирландских националистов, для борцов национально-освободительного движения. При этом, однако, автор оговаривается, что «Великий голод не был актом «колониального геноцида». Он не был создан специально. Это была природная трагедия, которая стала смертоносной от хронической бедности ирландских крестьян, живущих натуральным хозяйством». Причиной голода был грибок Phytophthora infestans, превращавший картофель, «который иногда составлял единственное блюдо в их рационе», в «вонючую чёрную слизь». Это было страшным ударом по ирландцам, англичане не считали за людей, в них видели «белых негров» и «человекообразных шимпанзе», пьяниц и дебоширов, хотя это были такие же белые люди, как и они сами, но имели несчастье быть кельтами и католиками - за католицизм английские протестанты их ненавидели и считали, что именно «папизм» (!) и погубил урожай картофеля. Стоит отметить и такой момент, что вдохновляемые идеями Адама Смита, англичане вывозили ирландское зерно в Англию, а ирландские крестьяне умирали от голода. Это к вопросу о том, нужна ли нам политика ультралиберализма в экономике. Из Англии же они не получали совсем никакой еды. Брендон даёт примеры ужасающей нищеты ирландцев, в том числе и в Дублине. Во время англо-бурской войны ирландцы сражались по обе стороны: «Ирландцы насаживали на вертел других ирландцев, которые сражались против них».
2). ИНДИЯ.
Во время Крымской войны индийцы от души радовались поражениям и страданиям британской армии. Точно так же радовались неуспехам англичан упоминавшиеся выше ирландцы во время Англо-бурской и Первой мировой войн. После того, как война против России закончилась, через год в Индии вспыхнуло восстание сипаев. В ходе этого восстания его участники не щадили никого - они убивали женщин и детей, совершали различные подлости. Скажем, Нана-сахиб выпустил англичан из Канпура, обещая свободный проход, но не выполнил его и убил всех. Когда Канпур был взят, там были убиты все белые жители: «Изуродованные тела 197 женщин и детей, некоторые из которых всё ещё дышали, сбросили в колодец. Это преступление, к которому добавились другие истории зверств <...> привели в ярость британцев». Британская армия, мстя за гибель «ангелов Альбиона», под лозунгом «Помни Канпур!», усилила репрессии против повстанцев. Британцы убивали пленных повстанцев, предварительно подвергая их пыткам. Британцы радовались этому, они одобряли казни, в том числе и через расстрелы из пушек. Индийцам не простили этого, в том числе и потому, что они были людьми иной расы, поднявшими руку на белого человека. Ярость и месть овладели умами миллионов.
Тем не менее, была надежда на то, что удастся цивилизовать индийцев, создать слой образованных и культурных по-европейски туземцев. Сэр Чарльз Эдвард Тревельян (дед историка Джорджа Маколея Тревельяна и зять знаменитого британского историка Томаса Бабингтона Маколея) писал, что молодые индусы, изучающие английскую литературу, «станут в большей мере англичанами, чем индусами. Так провинциалы из Римской империи становились в большей степени римлянами, чем галлами или итальянцами». Однако именно эти самые англизированные индусы как раз и стали заниматься политической деятельностью, направленной на свержение власти белых, они представляли собой серьёзную угрозу их превосходству, и она была реальной. Надо сказать, что не все думали так, например, губернатор Мадраса сэр Уильям Дэнсисон сказал: и «Ещё две тысячи лет их не изменят. Они не сделают белого человека из индуса».
Имперская политика была такова, что тысячи индийских рабочих-кули направлялись в Африку для строительства железных дорог и работы в шахтах. Причём, сипаев отказались отправлять на Англо-бурскую войну, дабы солдаты с коричневой кожей не нанесли поражение белым людям на Чёрном континенте. Зато они принимали участие в подавлении восстания ихэтуаней в Китае против людей жёлтой расы. Именно в Южной Африке, где жило немало индийцев, начинал свою деятельность один из могильщиков Империи - Махатма Ганди, который сперва, будучи в Англии, старался всячески подражать английским джентльменам, носил английскую одежду, принятую в высшем обществе. Однако со временем, он стал превращаться в фанатика и стал тем самым полуголым факиром, как метко окрестил его Черчилль. Сочувствуя бурам, Ганди, тем не менее, будучи подданным Империи, проявил ей лояльность и поступил на службу в Индийский санитарный корпус. Попав под обстрел под Спион-Копом, он даже получил медаль. После войны Ганди думал, что положение индийцев станет лучше, однако этого не произошло и тогда началось рождение знаменитой «сатьяграхи». Это стало одним из будущих гвоздей в гроб Британской Империи.
3). АФРИКА.
Естественно, что говоря о покорении Южной Африки, сразу возникает тема англо-бурской войны. Автор сообщает о том, что у буров только один военачальник обладал какими-то реальными знаниями военного дела, да и то потому, что прочёл биографию Фридриха Великого авторства Томаса Карлейля (имя не названо, увы). Сперва англичане терпели поражения и неудачи, несколько городов в Натале было осаждено бурами. Кимберли, в частности, оборонял знаменитый Сесил Родс, а Мафекинг - полковник Баден-Пауэлл (основатель скаутизма). Назначение главнокомандующим лорда Робертса (его единственный сын погиб в неудачной для англичан битве при Коленсо) в корне изменило ситуацию. Робертс за несколько месяцев сумел добиться разгрома регулярной армии бурских республик. при Паардебурге он сумел заставить капитулировать 4-тысячную армию буров под командованием Пита Кронье. Буры перешли к партизанским действиям, с которыми боролся уже начальник штаба Робертса тот самый Китченер, ставший его преемником. Против буров была применена тотальная война, первые концлагеря появились именно тогда - позже нацисты будут оправдывать существование своих тем, что их придумали британцы. Боевые действия с обеих сторон носили жестокий характер. Эта война омрачила столь долгое и славное правление королевы Виктории, которая умерла в 1901-м году (её бриллиантовый юбилей отмечался в 1897 году и о нём Брендон также пишет, отмечая его как апогей имперского величия, в то же время и свидетельство близящегося заката Империи). "Ирландцы насаживали на вертел других ирландцев, которые сражались против них". В итоге, в мае 1902 года начались мирные переговоры в городке к югу от Йоханнесбурга. 26 марта того же года скончался Сесил Родс, последними словами которого было: «Сколько ещё нужно сделать, как мало сделано!»…
На этом мы завершаем первую часть рецензии. В второй мы продолжим рассказ о книге, начав его с африканской темы.