К 75-летию со дня рождения русского поэта Иосифа Бродского

May 24, 2015 00:00



24 мая 1940 года в Санкт-Петербурге (тогда Ленинград) родился один из великих русских поэтов - Иосиф Александрович Бродский, Нобелевский лауреат по литературе (1987). Сегодня он обрёл новую поплуярность. это связано с тем, что наконец-то подтвердилось авторство им знаменитых стихов "На независмость Украины". Да и само стихотворение стало популярно сегодня по причине современных событий в Новороссии и на Украине. Каждый истинно русский поэт, как говорил кто-то из моих знакомых, должен хоть раз в жизни написать своё "Клеветникам России". Такие стихи писал Пушкин, писал Тютчев, писали другие русские поэты. написал такое стихотворение и Бродский. Вот оно

Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой,
Слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
Время покажет "кузькину мать", руины,
Кость посмертной радости с привкусом Украины.
То не зеленок - виден, траченный изотопом,
Жовто-блакытный реет над Конотопом,
Скроенный из холста, знать, припасла Канада.
Даром что без креста, но хохлам не надо.
Горькой вошни карбованец, семечки в полной жмене.
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
С залитыми глазами жили как каторжане.
Скажем им, звонкой матерью паузы метя строго:
Скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.
Ступайте от нас в жупане, не говоря - в мундире,
По адресу на три буквы, на стороны все четыре.
Пусть теперь в мазанке хором гансы
С ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть, так сообща, суп выбирая в чаще,
А курицу из борща грызть в одиночку слаще.
Прощевайте, хохлы, пожили вместе - хватит!
Плюнуть, что ли, в Днипро, может, он вспять покатит.
Брезгуя гордо нами, как оскомой битком набиты,
Отторгнутыми углами и вековой обидой.
Не поминайте лихом, вашего хлеба, неба
Нам, подавись вы жмыхом, не подолгом не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду,
Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду.
Что ковыряться зря в рваных корнях покопом.
Вас родила земля, грунт, чернозем с подзомбом,
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Эта земля не дает, вам, калунам, покоя.
Ой, ты левада, степь, краля, баштан, вареник,
Больше, поди, теряли - больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза
Нет на нее указа, ждать до другого раза.
С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
Будете вы хрипеть, царапая край матраса,
Строчки из Александра, а не брехню Тараса.

Более точный текст можно прочесть здесь. Написано оно было в 1991 году:

Стихотворение, прочитанное 28 февраля 1994 года на вечере в Квинси-Колледже (США) и опубликованное в 1996 году в газете "Вечерний Киев", вызвало на Украине бурю негодования. По этическим, вероятно, соображениям, оно не было включено в собрание "Сочинений Иосифа Бродского" (СПб., 2001) и в настоящее время доступно только в интернет-версии

Из книги О.И. Глазуновой "Иосиф Бродский: Американский дневник"

Долгое время существовали сомнения, действительно ли это его стихотворение, действительно ли он это написал, не является ли это подражанием или фальсификацией. Но нет. Наконец-то развеялись все сомнения. Это его стихи. И тому свидетельством - видео, на котором Иосиф Александрович читает это стихотворение. Послушайте и вы голос знаменитого поэта:

image Click to view


Вот так и стал русский поэт " ватником и колорадом". Укры возопили в ненависти и ярости. Но даже и попытки назвать это "единичным случаем" проваливаются на глазах - в этом году выходит биография Бродского в серии ЖЗЛ, написанная известным русским литературным критиком Владимиром Бондаренко, который в интервью журналисту Александру Чаленко объяснил, что сподвигло его на это.
Хотелось бы привести отрывки из этого интервью:

- Чувствовал ли он себя евреем?
- Его много раз звали в Израиль, но он ни разу туда не поехал. При синагогах в Америке есть залы для выступлений, где, например, могут выступать и поэты. Это просто залы, совершенно не религиозные помещения. Там выступали и Евтушенко, и Вознесенский, и я там выступал, потому что они дешево сдаются. Какая разница, при синаноге зал или нет. А вот Бродский, когда, приехав в Америку, узнал, что будет выступать в залах при синагогах, отменил свои выступления. Фирма, организовавшая выступления, понесла убытки.
Он говорил, что стопроцентный еврей, но при этом не хотел быть местечковым евреем. Чувствовал себя поэтом большой мировой культуры, в данном случае русской культуры.
У него было глубинное имперское сознание, поэтому ему не нужен был Израиль, маленькое государство. У него была искренняя попытка, когда он переехал из одной империи в другую, стать американским поэтом, но он понял, что не получается. Бродский ведь начал писать стихи по-английски, но его друзья, английские и американские поэты, сказали, что это дерьмо.
<…>
Поэтому до конца жизни он и оставался русским поэтом. «Я русский поэт, хоть и еврей».
А когда Бродский умер, вся эта либеральная стая - и русские, и евреи, и татары - многих представителей которой он отодвигал от себя при жизни, начали создавать Бродскому образ космополита, не любившего Россию. При этом достаточно успешно создавали.
Ну, не был Бродский космополитом. И его стихотворения, тот же «Мой народ» свидетельствует об этом.

Упомянутое стихотворение также нуждается в том, чтобы его привести здесь полностью:

Мой народ

Мой народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час зажимающий зёрна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти.

Мой народ, терпеливый и добрый народ,
Пьющий, песни орущий, вперёд
Устремлённый, встающий - огромен и прост -
Выше звёзд: в человеческий рост!

Мой народ, возвышающий лучших сынов,
Осуждающий сам проходимцев своих и лгунов,
Хороня́щий в себе свои муки - и твёрдый в бою,
Говорящий безстрашно великую правду свою.

Мой народ, не просивший даров у небес,
Мой народ, ни минуты не мыслящий без
Созиданья, труда, говорящий со всеми, как друг,
И чего б ни достиг, без гордыни глядящий вокруг.

Мой народ! Да, я счастлив уж тем, что твой сын!
Никогда на меня не посмотришь ты взглядом косым.
Ты заглушишь меня, если песня моя не честна.
Но услышишь её, если искренней будет она.

Не обманешь народ. Доброта - не доверчивость. Рот,
Говорящий неправду, ладонью закроет народ,
И такого на свете нигде не найти языка,
Чтобы смог говорящий взглянуть на народ свысока.

Путь певца - это родиной выбранный путь,
И куда ни взгляни - можно только к народу свернуть,
Раствориться, как капля, в безсчётных людских голосах,
Затеряться листком в неумолчных шумящих лесах.

Пусть возносит народ - а других я не знаю суде́й,
Словно высохший куст, - самомненье отдельных людей.
Лишь народ может дать высоту, путеводную нить,
Ибо не́ с чем свой рост на отшибе от леса сравнить.

Припада́ю к народу. Припада́ю к великой реке.
Пью великую речь, растворяюсь в её языке.
Припада́ю к реке, безконечно текущей вдоль глаз
Сквозь века́, прямо в нас, мимо нас, дальше нас.

<1965>

Поэтому так важно и нужно говорить сегодня о том, что в эпоху Русской Весны мы смогли вернуть, отбить у врагов нашего народа русского поэта Иосифа Бродского. Много можно было бы сказать о нём, но места не хватит. Самое главное - нашей великой русской культуре есть кем и чем гордиться. 

Швеция, национализм, Пушкин, евреи, консерватизм, Новороссия, либералы, Православие, СССР

Previous post Next post
Up