Югославия и Албания как субъекты адриатической геополитики

May 14, 2015 19:22

Вообще есть довольно известное заблуждение (среди тех., кто недостаточно знаком с историей), что, несмотря на все недоразумения и т.д., Тито всё-таки был, всё-таки, «наш, советский товарищ, коммунист».




На деле же, Тито был, попросту говоря, агентом британской разведки, как бы это не звучало. Черчилль, как известно, вынашивал планы высадки британцев на Балканах - чтобы не пустить туда русских и сохранить под британским контролем важную стратегическую территорию. Дело в том, что Югославия - это даже не столько Сербия, которая, по сути, мало кому нужна, как геополитический объект. Ценнее были тут Хорватия и Черногория, причём последняя была гораздо интереснее, т.к. на территории сего маленького горного государства находится стратегически важная Которская бухта, где в своё время стояла эскадра Сенявина (о чём очень хорошо и подробно писал наш историк Евгений Тарле), до этого ею пользовались венецианцы, а в XIX веке там обосновались австрийцы, разместившие в бухте свои военно-морские силы, которыми успеет покомандовать известный адмирал Хорти. После Первой мировой, в которой Австро-Венгрия потерпела поражение, союзники послали куда подальше претендовавшую на это всё Италию (которая рассчитывала на то, что после победы Антанты она получит территории на Адриатике - чем её, собственно, и заманили в войну на стороне противников Тройственного Союза), и Которская бухта оказалась во владении КСХС (Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев), оно же Югославия. Это государство контролировали тогда французы (Югославия входила в т.н. «Малую Антанту» наряду с Чехословакией, Румынией и Польшей), впрочем, с англичанами тогда бывшие во вполне хороших отношениях (для них это вполне взаимовыгодно, ещё со времён общей победы в войне). Но потом, конечно, Франция пала, а Англия была связана в боях за метрополию. Этим воспользовались было давно жаждавшие данных территорий итальянцы, но у них ничего не вышло и в итоге немцы завоевали Югославию, из-за чего пришлось отложить нападение на СССР с мая на конец июня.






Майор Рэндольф Черчилль
Капитан Ивлин Во
Тито с британским офицером Дикином.
Из всего партизанского движения, образовавшегося на Балканах, англичан заинтересовали вовсе не четники-монархисты Дражи Михайловича, а НОАЮ (Народно-Освободительная Армия Югославии) хорвата Тито (не забывайте про этот факт, его сербский историк Веселин Джуретич считает весьма существенным для будущего Югославии), соратники которого и большинство бойцов также были, в большинстве своём, хорватами - сербы были больше среди четников. Когда англичане уже относительно пришли в себя и стали возникать мысли о Втором фронте, Черчилль обратил внимание на Балканы. К Тито отправились британские офицеры, среди которых были такие личности, как писатель Ивлин Во и единственный сын Черчилля Рэндольф, который с Тито спал в одной палатке. Вполне вероятно, что тогда был установлен его плотный контакт с британским руководством. То, что к Тито был отправлен сын Черчилля, говорит о той важности, которую придавал премьер установлению отношений с партизанами. Британским войскам нужна была уверенная поддержка при их высадке. Однако этот план похоронили договорившиеся за спиной у Черчилля Сталин и Рузвельт, настоявшие на высадке в Нормандии - два лидера двух активных и сильных держав объединились в желании подвинуть Англию с её места на мировой политической арене. Однако контакты британцев с Тито сохранились. Установили и поддерживали их и русские, которые получили от них существенную поддержку, когда Красная Армия пришла на Балканы (вместо британских войск). Впрочем, за контроль СССР над Балканами, Черчилль сумел выпросить у Сталина Грецию и там, при полном невмешательстве СССР, разгромил тамошнее партизанское движение, состоявшее из дружественных СССР левых. Вскоре по окончании войны возник конфликт СССР с Югославией, после которого данная страна уже надолго будет весьма близко связана с Западом. После замирения с СССР в 1956 году, её роль стала ещё интереснее - посредничество между двумя враждующими системами. СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия) не входила в ОВД (Организация Варшавского Договора), в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) она вступила в 1964 году как «ассоциированный член». К тому же, Югославия стала одним из государств-основоположников т.н. «движения неприсоединения». С СССР отношения были вполне нормальные, но его сателлитом Югославия не была.



Сталин и Энвер Ходжа. Верность памяти советского вождя Ходжа сохранит на всю жизнь.
В качестве альтернативы у СССР была относительно дружественная Албания, лидер которой Энвер Ходжа был убеждённым сталинистом, однако, в 1961 году, по официальным причинам, из-за хрущёвской политики НСРА (Народно-Социалистическая республика Албания) вышла из СЭВ и ОВД (на следующий год в СЭВ её сменила Монголия - давний советский сателлит) и стала страной-автаркией, поддерживавшей отношения только с маоистским Китаем, а потом - с КНДР, т.к. после смерти председателя Мао свои реформы начал «ревизионист» Дэн Сяопин. Впрочем, что-то мне подсказывает, что далеко не «ревизионизьм» т.Хрущёва стал причиной к разорыву отношений. И Югославия, и Албания представляли для нас интерес из-за своего средиземноморского положения. Про Которскую бухту я уже упоминал. А вот в Албании для нас интерес представляла военно-морская база Влёра (Влёрская бухта), где с 1955 года базировались наши подводные лодки (после выхода Албании из всех структур, они достались албанцам, вместе с вооружением и боеприпасами). Одним словом, наши геополитические противники бдели и всячески старались сделать всё, чтобы мы не могли иметь своих баз на Адриатике (т.е. в Средиземноморском бассейне). И в этом весьма преуспели. Нет прямых доказательств, что в резком повороте Албании от СССР как-то замешаны представители американских или британских спецслужб. Но сам этот факт вызывает вполне обоснованные подозрения.

Средиземноморская политика во все времена было важным местом в геополитических играх и в противостоянии держав. Мидитерранизм и сегодня по-прежнему актуален. России дружественны такие государства, как Греция и Кипр, Сирия и Египет. С возвращением Крыма Россия вернула себе ворота в Средиземное море. После того, как Болгария похоронила «Южный поток», Россия нашла в качестве нового партнёра Турцию, и было объявлено о строительстве «Турецкого потока». И в Средние века, и в Новое время, и в ХХ веке, и в наступившем XXI-м Средиземноморье - ключевой регион и борьба за влияние в нём будет продолжаться ещё очень и очень долго…

Черчилль, Путин, политика, Австрия, Греция, Италия, коммунисты, Великобритания, Рузвельт, Великая Отечественная, Сталин, Крым, Тарле, СССР, США

Previous post Next post
Up