В далеком 2007 в журнале Science вышла статья "
Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию", в которой в частности говорилось, что детской психике свойственна "неупорядоченная телеология", то есть убежденность, что все в мире кем-то создано и существует для какой-то цели. Это свойство, слегка подавленное, человек переносит во взрослую жизнь. Отсюда и непринятие идеи эволюции (как и многих других научных достижений). Отсюда же, как я понимаю, потребность в смысле существования, она же "потребность в Боге".
Нейробиологи и психологи радуют нас такими новостями регулярно. То, что раньше считалось исключительно культурно-социальными проявлениями человеческой природы и даже проявлением высшего, "божественного" в человеке, имеет вполне физиологические основания. Включая саму потребность в категориях "бог" и "высший смысл". Конечно, человек - существо социально-биологическое, и к одной биологии его сводить нельзя. Однако полезно помнить, как метко сформулировал антрополог С.Дробышевский, что "все наши культурные достижения - продукт деятельности мозга, биологического объекта".
Знание, что наши духовные потребности и убеждения имеют биологические причины, само по себе не дает возможности перестать эти потребности удовлетворять. Потребности в еде, отдыхе и сексе - тоже физиологические, но мы вынуждены с ними считаться. Однако человек неплохо контролирует меру и форму их удовлетворения.
Неприязнь к чужакам, как и потребность искать смысл существования вещей - механизмы, которые выработаны с практической целью. Однако человек в состоянии их контролировать и не допускать развития первого в ксенофобию (гомофобию или любую другую фобию), а второго - в поиски бога и объективного, универсального смысла жизни. Может, впрочем, и допускать. Это вопрос выбора.
Казалось бы, все стало просто. Если ксенофобия или религиозность биологически обоснованы, стало быть "естественны" или "бог нас такими создал". Однако та мера, в которой человек должен подавлять свою биологическую составляющую, то есть представнение об общественной морали, меняется. И быстро меняется. Рано или поздно такая "естественность" и "богоданность" перестают с ней совпадать. В случае с ксенофобией - скорее рано, с религиозностью - скорее поздно. И вы из хранителя традиционных ценностей становитесь маргиналом.
А пока счет в борьбе нейрофизиологов с богом имеет явный перевес в пользу первых. Рассаживаемся в партере, запасаемся поп-корном.