Мне не спалось. Не оставляло чувство неправильности - что Зеленая дверца и правда закрывается...
И я попыталась сформулировать, что же можно, на мой взгляд, в этой ситуации сделать:
(разумеется, прежде чем предпринять конкретные шаги нужно попросить добро Ольги Георгиевны)
1. Бороться за существующее помещение. А именно:
- Искать поддержку "наверху" через личные контакты (что такое "наверху", и кто уполномочен разрешить здесь работать Зеленой дверце - нужно спрашивать у Ольги Георгиевны)
- поднимать шумиху в газетах. Тут все просто - разбираемся кто виноват, кто что и зачем (проводим журналистское расследование), и ищем разные серьезные/скандальные газеты/журналы, чтобы об этом писать.
- подписывать петиции. Опять же, понимаем, кто за всем этим стоит, кто может поддержать - формулируем внятный текст, и организовываем подписи заинтересованных родителей.
2. Смириться с тем, что сражение за существующее помещение проиграно. И искать новое помещение. А именно:
- искать заинтересованные детские/педагогические учреждения. В конце концов, нужно не так уж много - нужна просторная комната. Может быть, найдется детский сад, досуговый центр, педагогический институт и т.п., которые согласятся пустить под свое крыло такой интересный проект?
- искать заинтересованные Торговые центры и т.п. Я предвижу возмущение, что это убьет идею. Не знаю, возможно. Но в наш век коммерциализации бесплатного сыра, увы, не бывает. А когда я думаю, кому может быть выгодно взять под крыло Зеленую дверцу, мне приходит в голову в-основном какой-нибудь крупный торговый центр - вместо стандартной игровой комнаты открыть такой Центр социализации. Заодно получат рекламу и приток посетителей в лице тех, кто любит и ценит Зеленую дверцу.
- искать спонсора (-ов), которые будут готовы оплатить аренду. Собствено, это идея не моя, а Ольги Георгиевны. Она говорит, что во Франции Зеленый дом Дальто существует именно на деньги одного анонимного пожертвователя. Вот она и предлагает - найти спонсоров в России. А на обустройство помещения и зарплату преподавателям сброситься всем миром - родителями детей...
- выбивать различные гранты, тендеры и т.п. у государства.
Итак, что можно делать в-принципе, я вроде сформулировала. Но чтобы пытаться кого-то в чем-то убедить, нужно, прежде чего, объяснить, что же такого в Зеленой дверце ценного, что ее хочется во что бы то ни стало сохранить? На мой взгляд, это:
ИДЕЯ. Зеленая дверца - это Центр ранней социализации, работающий в рамках концепции Франсуаз Дальто. Это уникальное пространство, где созданы условия для свободного общения для малышей от 0 до 4 лет. Повторюсь еще раз - это пространство ни в коем случае не для развития или обучения, а именно для свободной самореализации малышей. А с другой стороны, это место, в котором, на фоне уважительного отношения, детей знакомят с тем, что в мире бывают правила, единые для всех.
КОМАНДА. Общеизвестно, что в любом деле, главное - человеческий фактор. Любая самая гениальная задумка, будучи реализована скучающими выпускницами педучилища, превратится в ничто. В Зеленой двере работают энтузиасты. Прежде всего, я искренне восхищаюсь руководителем проекта, Ольгой Георгиевной Варпаховской. И она сумела собрать вокруг себя интересных людей, педагогов и психологов.
АТМОСФЕРА. Не знаю, каким магическим образом это получается, но здесь собираются родители, которым есть дело до своих детей. Родители, открытые к взаимодействию, готовые к восприятию чужой точки зрения. Здесь всегда приятно общаться с окружающими и царит атмосфера доброжелательности - в отличие, увы, от обычных дворовых песочниц.
СРЕДА. В Зеленой дверце организована безопасная среда для игр самых маленьких. Очень ценно, что здесь собраны именно те игры/игрушки/конструкции, из которых каждый сможет выбрать наиболее интересное и ценное. И еще более ценно, что здесь взрослые не навязывают детям "правильных" действий, а предоставляют им свободу в познании мира.
ДОСТУПНОСТЬ. Сюда может прийти каждый, прийти тогда, когда у него есть такая возможность. И тот, у кого нет денег на посещение платных центров. И тот, кто не готов стоять в очередях в трех поликлиниках (!), чтобы попасть в районное развивающее детское учреждение. И дети с ограниченными возможностями, которых не берут в обычные сады. И тот, у кого нет московской прописки. И тот, кто не может четко планировать свое время и подстраиваться под жесткое расписание.
УНИКАЛЬНОСТЬ. Нет, я никоим образом не принижаю ценность Монтессори-центров, развивающих групп и детских садов. Но это ДРУГОЕ. Это интересное место, работающее по альтернативной методике, отличающейся от других. Так не надо, как в советское время, стричь все учреждения под одну гребенку - пусть будет больше разных организаций и проектов. Тем более, прошедших проверку времени и зарекомендовавших себя у многих тысяч детей и родителей...