Рождается ли истина в спорах?

Feb 02, 2008 20:16

Ле рефуа шлема шель Ицхак бен Рохель-Рая, Леонид бен Рахель, Шимон бен Сара, Йеошуа Шломо Перец бен Аяла, Хая Малка Йеудит бат Хана, Менахем-Саадия бен Гила-Дина, Захар Элиор бен Бэла, Сара бат Ольга-Голда, Гитит, бат Симха, Авигаиль Сара бат Марина, Браха бат Сара, Сара-Хана бат Бейла
Ле зивуг hагун шель Даниэль бен Сара
Леилуй нишмат Мотл бен Авраам, Туба бат Зельда, Йосеф бен Авраам

Прошу прощение,что, по техническим причинам, в йом шиши не появилась очередная "лашон а-ра". Исправляюсь...

Важная подробность, которая указана в Мишне, это что спор бывает двух видов. Спор «во имя небес», пример которого это разногласия между Шамаем и Илелем, а также их учениками, причиной которого всегда было глубокое изучение Закона поколение за поколением, как неотъемлемая часть Устной Торы. Другой вид спора, это спор Кораха и его приверженцев, причиной которого были их личные претензии к Моше и который привел их к печальному концу. Поэтому Хафец Хаим напоминает, что человек, разжигающий спор при помощи лашон а-ра нарушает, в том числе запрет из Торы «не быть как Корах и его собрание».
Важной частью жизни каждого еврея является учеба и, разумеется, споры и обсуждения своих и чужих мнений присутствуют в ней постоянно. Но при этом, личные раздоры - это признак нравственной незрелости и им не место в мире Торы. Важно не смешивать эти два вида споров и не превращать обсуждение Закона в личные разногласия, ведь и у Кораха была вполне логичная «идеологическая база» под его аргументами. Выступая против кого-то, следует проанализировать, действительно ли в этом споре «родится истина»!
Часто встречается ситуация, когда уважаемые мудрецы Торы не согласны друг с другом по какому-либо вопросу. Их ученикам стоит очень опасаться вмешиваться в вопросы, которые их не касаются, и, разумеется, им запрещено ненавидеть и выступать против оппонента их учителя или его учеников.

шмират а-лашон

Previous post Next post
Up