Писать про этот легендарный город, про этот “Подольский Иерусалим”, можно, или даже надо много и долго, я же постраюсь ограничится небольшой исторической заметкой - сам город был основан, вероятно, в начале 14-го века Берды-Беком, сыном хана Золотой Орды Узбек-Хана.
Первое упоминание о евреях в городе относиться к документу с инвентарным описанием собственности Федора Тишкевича от 7 октября 1593 года : "Город новооседлый Бердичев, находящийся на реке Большая Пята, в котором повинностей никаких нет, ибо дана ему воля этим летом. В том местечке замок на городище, в котором построены: спереди над вратами башня, в стене 4 светлички и 6 домиков, на горке зал построен большой, пекарня, сени, коморы, напротив сеней начали строительство башни. Городище стенами обставлено, вокруг замка пригород. Возле замка гребля, став, млын с четырмя колесами, который орендует до 1599 года за 100 коп в год еврей".
О какой-то численности еврейской диаспоры в то время неизвестно, хотя во времена Хмельнитчины город был взят казаками, которые устроили погром польского населения, упоминаний о жертвах среди евреев мне найти не удалось, из чего делается вывод, что количество проживающих лиц иудейского вероисповедания было незначительным.
Первая крупная община, вероятно, организовалась в начале 18 столетия, так как в 1712-м году организовывается городской кагал (орган еврейского самоуправления, упраздненный в 1844-м году). В ревизии от 1765-го года, численность евреев в городе равнялась 1220 человек.
В 18 столетии хозяином городка и местности становится князь Удальрик Радзивилл, который в 1765 году получил разрешение у короля Станислава Второго, на проведение десяти торговых ярмарок в году. Активная торговля и низкое налогообложение способствовало развитию города, и постепенной эмиграции евреев из других центральных районов Польши. Кроме самого Бердичева, евреи селились и в ближайшем пригороде, например, хутор Шлёмарка (сейчас Любомирка), хутор Жидовцы (ныне село Радянськое), а так же село Райгородок.
Например, в 1804 году, будущий герой Отечественной войны, генерал-фельдмаршал Кутузов, владеющий имением в Райгородке, писал своей жене: “Сделалось у меня маленькое несчастие: Райгородок, который, как ты помнишь, третьего года горел и только что нынешнею весною выстроился, сгорел опять на прошлой неделе. Выгорело 45 жидовских корчм и до ста лавок. Жид топил сало и выкинуло из трубы. Это великая расстройка во всей экономии. Вместо того, чтобы его [cостояние] увеличить, как я думал, должно заботиться только, чтобы обстроить погорелых и оставить многие строения нужные но всей экономии. Ветер был такой сильный, что не успели бедные вытащить ничего. Многие без рубашек остались…”.
Интересный момент, относительно кагальной жизни в городе, известно, что владелец города князь Мацей Радзивилл, получив жалобы, на несправедливый суд раввинов, которые, согласно жалобам, пытаются получать от судейства только денежную выгоду, 27 марта 1794 года подписал распоряжение об избрании самими евреями большинством голосов на три года четырех судей и одного писаря. На них возлагалась обязанность решать все дела кагала. Истцам было предоставлено право обжалования решения этого суда по светским делам перед самим князем.
В средине 18 ст. в город приезжает известный раввин-проповедник Либер Элиэзер, известный каббалист, о жизни которого сохранились различные легенды.
Множество евреев видело в рабби Элиэзере цадика, которого приблизил к себе Бог. Одна из прижизненных легенд говорит о том, что его прадед, каббалист Натан Шапиро, является ему каждой ночью с того света, чтобы наставлять в каббале.
По преданию, ребе Либер был крайне высокого роста, буквально на голову выше всех окружающих. Густые свисающие брови заслоняли глаза, и когда ему нужно было посмотреть на кого-то, он поднимал пальцами брови, а затем снова опускал их. Длинная и густая борода, которую он принципиально никогда не расчесывал, спускалась ниже пояса.
Сам великий БЕШТ, будучи другом раввина Либера Элиэзера, говорил о нем: ”Есть цадики, удостоенные откровения пророка Элиягу. А здесь наоборот - пророк Элиягу удостоился откровения ребе Либера”. Пишут, что Бешт несколько раз в году приезжал в Бердичев, чтобы встретиться с ребе Либером и, самое главное, окунуться в его микву. Ходило поверье, что вода в микве ребе Элиэзера является целебной для тех, кто страдает глазными болезнями, и больные приезжали издалека для погружения в его микву. Согласно воспоминанием, как минимум в 1913-м году, здание этой миквы еще существовало в городе.
В 1771 году, в почтенном возрасте 104 года, во время большой эпидемии чумы на Волыни, ребе умирает. Есть легенда, о том, что количество умирающих людей было настолько большое, что тела хоронились в общих братских могилах, без соблюдения религиозных ритуалов.
Когда раввин Либер, ожидал приближение смерти, он позвал к себе четырех евреев и пообещал им место в загробном мире за то, что они проведут его погребение за всеми канонами в индивидуальной могиле, а не положат в общую могилу. Похоронили его на старом кладбище, которое было демонтировано в 20-е годы 20-го столетия.
Рис. 1 Старое кладбище, 1912 год.
Рис. 2 Оригинальная мацева на могиле ребе, 1912 год.
Сейчас на этом месте центральный городской парк им. Шевченка, где в начале 90-х годов, соорудили символическую могилу ребе, которую ныне паломники регулярно посещают.
Рис. 3 Современная мацева.
После эпидемии чумы, согласно документам, в 1775 году бердичевская община насчитывала всего 788 человек.
В 1785 году в город приезжает и становится городским раввином известный хасидский цадик Леви Ицхак бен Меир. Долгое время он был раввином в Пинске, но после того как в 1772 году Виленский гаон объявил хасидам херем, и открылась “ересь” раввина Леви Ицхака, он был вынужден покинуть город. После чего долгое время ортодоксальные раввины-литваки не оставляли Леви Ицхака в покое, и, в конце концов, в 1785 году из-за конфликтов с митнагдим в разных городах Польши, он был вынужден переехать в Бердичев.
Раввин Леви Ицхак стал одним из духовных лидеров своего поколения - многие тысячи хасидов приезжали к нему за советом и наставлениями. Благодаря его присутствию Бердичев превратился в центр хасидского движения на Волыни. К лучшим произведениям хасидской литературы отнесена книга Леви Ицхака Бен Меир Бердичевского “Кдушат Леви”, построенная в соответствии с порядком недельных глав Пятикнижия. В книге “Кдушат Леви” получило свое дальнейшее развитие учение о цадика, занявшее в хасидском направлении иудаизма одно из центральных мест. Книга выдержала многочисленные переиздания и стала классикой хасидизма, и сейчас присутствующей на полке каждого хасида.
В 1793 году происходит второй раздел Польши, и город Бердичев входит в состав Российской империи. Известно, что по ревизии 1798 года в городе проживало 4200 человек, из них около двух тысяч душ было иудейского вероисповедания.
В 1795 году в городе открывается первая еврейская типография, печатающая богословскую литературу на иврите, а уже в 1815-м году выходит первый сборник религиозно-мистических рассказов на идиш (вместе с комментариями на иврите) под названием “Сейфер сеттер майсес” (“Книга сюжетов”), в которой центральное место занимает рассказ цадика Нахмана Брацлавского, записанный его учеником ребе Натаном.
Интересно, что ребе Леви Ицхак активно занимался и гражданской стороной жизни евреев в условиях новой для себя страны. Например, в 1802 году он созвал собрание русских раввинов для обсуждения вопроса относительно решения правительства о запрете жить евреям в селах. В 1807 году, в разгар Наполеоновских войн, он призывал жертвовать средства на армию для борьбы с императором Франции. Так же, Леви Ицхак бен Меир часто объезжал со своим миньяном волынские штетлы, проповедуя евреям радость исполнения мицвот и привлекая их, таким образом, к хасидизму. Во время молитвы он часто обращался к Творцу на идиш, именуя его дер Баремдикер (“милосердный”). По легенде, это обращение стало фамилией потомков Леви Ицхака (Дербаремдикер). Народное предание сохранило некоторые из этих молитв, в том числе “Каддиш рабби Леви Ицхака”, в котором он призывает на суд Бога за суровое отношение к евреям. Сохранилось так же множество майс о скромности и самоотверженности Леви Ицхака бен Меира, о его отношении к простым евреям и терпимости к грешникам.
После смерти раввина Леви Ицхака Бердичевского в октябре 1809 года, в Бердичеве больше не было главных раввинов. Такое решение принял кагал в знак своего уважение к нему, и его полный титул “раввин города, который возглавляет суд” не был подарен больше никому. На еврейском кладбище, где он похоронен, был сооружен каменный охель в виде пещеры еврейских патриархов, без всякой надписи, согласно его завещанию. В советское время он был демонтирован, и лишь в начале 90-х 20-го века восстановлен, правда, не в оригинальном проекте.
Рис. 4 Экстерьер охеля.
Рис. 5 Интерьер охеля.
Крайне любопытно, что кроме хасидского направления, в Бердичеве, начиная с начала 19 века, активно развивается еврейское просвещения Хаскала.
В 1821 году в город приезжает ”Мендельсон русских евреев” выдающийся еврейский писатель и поборник просвещения русского еврейства Левинзон Исаак Бер. Изначально, приехал он работать учителем в семью купца, но достаточно быстро нашел единомышленников среди образованной еврейской прослойки города. В кружке просвещения наиболее активными были писатель Гутман и врач Роттенберг.
Рис. 6 Портрет Исаака Бер Левинзона.
Левинзон автор ряда монументальных трудов о еврейском просвещении, часть которых было издано за государственные деньги. В своих работах он стремился привить необходимость светского образования, изучение наук и максимальной интеграции еврейского народа в жизнь России.
Благодаря усилию кружка Хаскалы в 1850-м открывается первое казенное еврейское училище 1-го разряда, а через десять лет и второе училище. Так же усилиями доктора И. Роттенберга в Бердичеве была основана гимназия и учреждена общественная библиотека. В 1856-м при содействии еще одного известного деятеля Хаскалы Аврама Ратгауза был открыт пансион для девушек.
Рис. 7 Заглавная страница одной из работ Левинзона, посмертное издание.
Противниками Хаскалы были не только ультраортодоксальные деятели, но и представители из зажиточного класса еврейства, например банкир Иосиф Гальперин. Гальперин используя то, что имел высочайшею благодарность за оказания помощи армии во время Крымской войны 1853-6 годов, старался всячески создавать проблемы обществу Хаскалы. Но при этом, он был известным меценатом в городе.
Бердичевский городовой Громека писал об Иосифе Гальперине: “Я не видел другого еврея, который любил бы более своих единоверцев и принимал бы более участия в их общественных интересах и нуждах. Во время холеры, пожаров и других народных бедствий дом его всегда окружен несчастными, из которых ни один не уходит без помощи. Первым вкладчиком для основания какого-либо благотворительного дела для общих нужд города был Иосиф Гальперин”.
Коммерческая привлекательность города, а так же популярность его, как хасидского центра, способствовало быстрому росту еврейской диаспоры, например в 1847-м году численность евреев равнялась 23160 человек, а в 1860-м удвоилась и равнялась 59399 человек, что уже было 92,6 % от общего населения.
В 1856 в Бердичеве действовали 53 синагоги, 89 хедеров, а по данным 1860 года - 52 синагоги, еврейская богадельня, 100 хедеров.
Редкий случай произошел в Бердичеве в 1831-м году, когда вся семья купцов Рубинштейнов, а это 34 человека, приняла православие. 25 июля в Бердичевской Николаевской церкви состоялся обряд крещения Абрама, сына Григория и Калерии, названного Антоном. Именно под этим именем мир и знает ныне выдающегося музыканта Антона Рубинштейна (1829-1894) - русского композитора, пианиста, дирижера, музыкального педагога.
Переход в православие представителей других вероисповеданий был не слишком распространенным явлением, поэтому такой массовый переход “иноверцев” местной духовной властью был воспринят с большим одобрением. Вот что пишет священник Петр Дунин-Борковский: "Замечая расположение духа к истинным разысканиям религийным в жителе Бердичевском 2-й гильдии Житомирском купце, бывшем еврее Рувине Рубинштейне, который от приверженности к Престолу Всероссийскому и Отечеству, за время бывшей последней французской войны жертвовал пятдесят лошадей впользу Казны, и за то в знак особенной Монаршей Милости награжден золотой, для ношения на шеи, на аннинской ленте медалью, и в последствии времени за другие пожертвования получил благодарность, - 1820 года в ноябре месяце в числе протчих евреев вручил я ему Рубинштейну одну книгу Ветхого завета священного писания, на еврейском наречии, из книг порученных мне начальством для раздачи желающим иметь таковые. Когда же 27 февраля 1821 года открывал я в Бердичеве Библейское сотоварищество, то он Рубинштейн узнавши из общего приглашения о том, пожелал быть членом сотоварищества и записался на ежегодный взнос по пятнадцать рублей серебром. Тогда, имея, я на заведенной мною корреспонденции чрез пастора Мюллера присланные мне из Лондона печатные на еврейском наречии книги Нового Завета, Книги Пророческие, и катехизис Тремеллия, снабдил его Рубинштейна одним экземпляром каждой из них безденежно. И указал в тех книгах места о пришествии Христа Спасителя истинного Мессии и другие события… Он Рубинштейн принял книги сии усердно и 8 апреля 1821 года изъяснил мне письменно сими словами, что «он излагает чуствительнейшую благодарность за присланный мною дар…». От сего приметно он сближался к христианству".
Интересно, что, несмотря на попытки просвещения, к концу 19-го столетия, еврейская беднота так же продолжала использовать идиш в качестве разговорного, но и окрестные крестьяне для коммуникации в городе начали использовать этот язык, про это пишет известный еврейский политический деятель и публицист Владимир Жаботинский, кстати, чья мать была уроженка Бердичева : “Я побывал в Бердичеве в начале этого столетия, и даже тогда застал еще на железнодорожной станции православных грузчиков, которые изъяснялись на гораздо более чистом идиш, чем я сам, а в говоре их звучал настоящий еврейский распев”.
В 1850-м году на деньги еврейской общины строится новая Хоральная синагога в центре города, и это была одна из первых синагог в Империи, где появилось пении кантора в сопровождении хора.
Здание построено из местного кирпича, и ориентировано главным фасадом на запад, размерами 10 метров высотой, и 20 метров длиной, длина фасада 13 метров. В центре стояло четыре колоны, на восточной стороне располагался резной арон кодеш. Места распределялись следующим образом, вдоль восточной стены сидели наиболее уважаемые люди города - знатоки талмуда, раввины, богатые меценаты. Чем дальше от стены, тем меньше общественных заслуга было у еврея. Пишут, что внутри синагога была похожа на лютеранскую церковь: колоны, ряды скамеек, хоры, на которых размещались женщины, тогда как в других городских синагогах женщины находились в задних полутемных помещениях с маленькими зарешеченными окошками. Потолок имел пышные внутренние купола. Интерьер был украшен полихромными стенописями.
Рис. 8 Хоральная синагога в начале 20-го столетия.
Синагога, как религиозное учреждение была закрыто в конце НЭПа, и здание было перепрофилировано под клуб атеизма. В январе 1944-го, во время боев при освобождении города, здание было разрушено. После войны, решением горисполкома территория и руины были переданы еврейской общине, которая постепенно стала восстанавливать здание. В 1964 году, помещение вновь отбирается у общины, и передается под нужды швейной фабрики, происходит реконструкция, перестройка второго этажа. На данный момент, в связи с развалом Союза ССР, фабрика не функционирует, здание, чей экстерьер и интерьер далеки от оригинального проекта, находятся в перманентной аренде.
Рис. 9 Современный вид здания.
С 70-х годов 19 столетия роль Бердичева как торгового центра постепенно уменьшается. Это обусловлено ростом торгового значения Киева и других городов, получивших железнодорожное сообщение, которого в то время не было в Бердичеве, с центральной Россией. Большие еврейские фирмы переносят свою деятельность в другие города, преимущественно в Одессу, растет бедность основной массы евреев города. Также после поражения польского восстания 1863 года многие поляки-помещики выехали в Польское царство, что лишило торговых посредников Бердичева традиционной клиентуры.
Во второй половине 19 столетия ограничения для евреев усиливаются. Так, в мае 1882 года российским правительством вводятся “Временные Правила”, которыми запрещается проживание евреев в сельской местности. Это лишило евреев-посредников по торговле сельхозпродукцией возможности скупать ее в селах, в результате чего Бердичеву, как центру сбыта сельхозпродукции, были нанесены значительные убытки. По данным 1880-х годов около 20% еврейского населения Бердичева жило за счет благотворительности.
В 1884 году Бердичев насчитывал уже 77823 жителя, из них 62366 евреев (80%), 10777 православных (13,8%), 3298 католиков (4,2%), 339 протестантов и 12 мусульман. О светской жизни еврейской общины свидетельствуют различные газеты на языке идиш, выходивших в Бердичеве, например - “Найер телеграф”, “Ди библиотек”, “Бердичевер иллюстрация”, “Найес Орун Эрец-Исроэл” , “Дер Котер”, “Фолкештиме”. Так же, с 1897-го года известный историк Шмуэль-Аба Городецкий, потомок раввинов и хасидских цадиков, издает первый в Восточной Европе журнал на иврите, посвященный вопросам иудаизма - “А-Горен”.
Рис. 10 Джозеф Пеннел. На улицах Бердичева.
Семён Ан-ский в своей этнографической экспедиции в 1910-е годы, упоминает о существовании небольшой, в 50-60 человек, общины бреславских хасидов, которая жила обособлено, и с другими евреями практически не имела отношений, кроме торговых.
В связи с первой революцией в России в 1905 году, в Бердичеве образовалась большая ячейка Бунда (еврейская социалистическая партия Литвы, Польши и России -Алгемэйнэр Йидишэр Арбэтэр Бунд ин Литэ, Пойлн ун Русланд).
Интересно, что общественно-политические собрания происходили в здании синагоги, как например, 8 марта 1915-го в Староместной синагоге состоялся митинг, а по его окончании - демонстрация на Соборной площади. Вот как рапортовал об этом губернатор киевскому генерал-губернатору: "В 9 ½ часов утра движение усилилось. При этом на углу Николькой и Белопольской улиц собралась толпа евреев, человек двести, и начала кричать «ура», бросая вверх шапки. Тогда бомбардир 3-й батареи Степан Каминский, находившийся на Соборной площади, прискакал сюда на лошади. Толпа стала разбегаться. Мещанин Симха Гутис, 18 лет, дважды выстрелил в Каминского, но не попал. Каминский догнал его на Никольской улице, ударил оголённой шашкой по голове и ранил. Другой еврей, Гершл-Хаим Барац, 17 лет, не давая задержать Гутиса, схватил Каминского за ножны. Оба еврея с помощью подоспевшего патруля были задержаны".
Первая мировая война значительно осложнила жизнь в прифронтовом городе. В Бердчиве были расквартированы различные полки солдат, начались проблемы с коммерцией, а государственные чиновники получили право на цензуру еврейского печатания.
Революция 1917 года с одной стороны принесла свободу в виде отмены Черты Оседлости, но с точки зрения экономики лишь ухудшили и так бедственное положение местных евреев.
Рис. 11 Демонстрация в Бердичеве, ориентировочно 1918 год. Все транспаранты на идиш.
Наступившая гражданская война принесла волну погромов - в феврале 1918 вступившие в город войска УНР, а именно части гайдамаков устроили погром.
Согласно постановлению Рады Министров была создана специальная комиссия под руководством Ященко по расследованию еврейских погромов в Бердичеве. Но, как вспоминал позже глава Директории Владимир Винниченко, никто причастный к этим преступлениям к ответственности привлечен так и не был. Член Малой Рады УНР Пинхас Красный, кстати, уроженец Бердичева, в 1928 году в книге “Трагедия украинского еврейства “ обвинил Директорию и ее председателя С. Петлюру в организации еврейских погромов.
А 5-6 января 1919, во время подавления восстания, произошел один из первых погромов, учиненных красноармейцами, 17 человек убиты, 40 ранены, сотни избиты и ограблены.
Еврейские погромы происходили и во время оккупации Бердичева польскими войсками в мае 1920 года. Ужас и бесправие евреев, способы самообороны во время погромов описывает писатель Василий Гроссман в своем рассказе «Четыре дня» (1936)
С первых лет установления советской власти начались ограничения религиозной жизни. В 1920-30 годов из приблизительно 80 штиблов, существовавших в Бердичеве до революции, большинство было закрыто. Культурная жизнь на идиш вплоть до середины 1930-х гг. была достаточно активной. Существовала сеть школ на идише. Выходила газета “Дер арбетер” с периодичностью в десять номеров в месяц.
В 1924 году в Бердичеве был создан первый на Украине государственный суд с делопроизводством на идиш; наряду с украинским и русским языком, идиш был признан как один из официальных языков и в ряде других государственных учреждений. Однако уже в начале 1930-х годов появились ограничения в пользовании идиш в учреждениях. В середине 1930-х годов публикация “Дер арбетер” прекратилась. Постепенно уменьшилось число школ на идиш. К началу Второй мировой войны еврейская культурная деятельность в Бердичеве фактически прекратилась.
В 1938 году работниками городского отдела НКВД Бердичева была разоблачена подпольная еврейская сионистская организация. Ее ядро составляли бывшие члены буржуазно-националистической организации сионистов. Основателями организации были еврейские цадики, эмигрировавшие за границу и создавшие в ряде стран “Комитет помощи евреям СССР”. Под покровом религиозной деятельности члены этой организации якобы в течение нескольких лет проводили активную контрреволюционную работу среди еврейского населения Бердичева, прививая ненависть к советской власти и к ее органам, воспитывали молодежь в националистическом духе, а также “развивали” у евреев эмиграционные настроения, побуждая их к выезду за рубеж. За принадлежность к клерикальной сионистской организации в Бердичеве были арестованы М.Н. Белоцерковский, А.С. Кац, Г.Л. Тверский, Е.С. Харкац, Ш.Ц. Харитон, И.С. Шиндер, Ш.А. Фридман.
А потом пришла Война. Согласно переписи от 1939-го года, в Бердичеве проживало 23266 евреев, или около 38 процентов от общего количества горожан.
Уничтожение еврейского населения началось практически сразу, как в июле в город вошел Вермахт.
10 июля военный комендант немецких оккупационных войск издал приказ, которым обязал еврейскую часть населения Бердичева сдать новой власти 100 тысяч рублей в виде денег и драгоценностей.
8 августа 1941 года началось массовое выселение евреев в гетто, созданное в районе городского рынка и прилегающих улиц Староместной, Муромской, Штейновской. С собой им разрешалось взять лишь одежду и белье. К 22 августа большинство евреев были собраны в гетто. Как вспоминает об этих днях еврейский мальчик Михаил Вайншельбойм: “Никто там нами не управлял. Я во всяком случае такого не припомню, чтобы кого-то над нами поставили. Просто людей согнали тогда на эти улицы, и каждый там было предоставлен сам себе. Никто о нас не заботился, каждый жил в одиночку, кто как мог… приходится “промышлять” конечно, вне гетто - на базаре или около мест расположения немецких частей. Охраняют гетто не очень строго, надо только снять желтую Звезду Давида, прежде чем идти в город. Легче прожить тем, кто не картавит, и не похож лицом на еврея, а то могут прогнать, или позвать полицию. Полицаи церемониться не будут: либо просто надают тумаков, либо еще и посадят в подвал при полицейском участке”.
Рис. 12 Монумент в районе расположения гетто.
25 августа в Бердичев прибыл штаб обергруппенфюрера СС и генерала полиции “Россия-Юг” Фридриха Еккельна. В этот же день штабная рота начала массовые расстрелы еврейского населения - были казнены 546 человек.
27 августа большую группу (около 2 тысяч человек, в том числе старики, женщины, дети) вывезли в район села Быстрики там расстреляли. За этой партией были следующие, так уже 28 августа на территории историко-культурного заповедника гитлеровцы расстреляли 300 евреев, которых взяли из квартир домов, прилегающих к заповеднику.
4 сентября также проведена массовая акция расстрела еврейского населения, в результате которой оккупанты уничтожили 1303 жителя, среди них 876 женщин и детей.
5-го сентября 1941-го года был проведен расстрел евреев вблизи полотна узкоколейной железной дороги на участке между сёлами Быстрик и Хажин. При расследовании преступлений оккупантов на этом месте были обнаружены и вскрыты две огромные ямы-могилы, в которых было выявлено 10656 трупов людей всех возрастов, одетых в гражданскую одежду.
Следующий массовый расстрел узников Бердичевского гетто проведен 15-го сентября 1941 года. Эйнзацкоманда, входившая в состав эйнзацгруппен «С», вместе с вспомогательной украинской полицией вывезли из гетто 18 640 евреев и уничтожили их в районе хуторов Романовка и Шлемарка.
3-го октября 1941-го года в районе совхоза Сокулино было расстреляно более 3 тысяч евреев.
3-го ноября 1941-го года оккупанты подготовили и осуществили очередной массовый расстрел евреев Бердичева. Жертвами этого расстрела стало около 2 тысяч узников Бердического гетто, среди которых были и 400 специалистов разных профессий и члены их семей, отобранных городской управой во время проведения предыдущих кровавых акций.
В Бердичеве в живых осталось более 2000 евреев, из них 150 мастеров-ремесленников.
В начале ноября 1942 года гетто было ликвидировано. 3 ноября были расстреляны две тысячи евреев в населенном пункте Сокулино. 150 мастеров-ремесленников были заключены в лагерь на Лысой горе. В апреле 1942 были расстреляны 70 евреек, бывших замужем за неевреями, и их дети. 16 июля 1942 г. были расстреляны 90 мастеров-ремесленников; 60 остававшиеся в живых были заключены в городскую тюрьму и расстреляны в ноябре 1943 г.
Всего в районе Бердичева было расстреляно 38,536 проживавших в городе евреев. После освобождения города 5 января 1944 года в городе оставалось в живых 15 евреев.
После Второй мировой войны некоторое число евреев, эвакуировавшихся в тыл, или служивших в РККА, вернулось в Бердичев. Культурная деятельность на идише не была возобновлена. Религиозная активность продолжала подвергаться жестоким ограничениям. В начале 1960-х годов была запрещена (но через несколько лет разрешена вновь) выпечка мацы. В Бердичеве продолжала легально действовать одна синагога.
В 1959-м году евреев в городе было 6300.
А к концу Союза ССР по переписи 1989 года 3512 человек.
После становления независимой Украины, усилилась репатриация в Израиль. В начале 90-х восстановили охель ребе Леви Ицхака, так же установили надгробие в городском парке в память о захоронении тут ребе Элиэзера.
На данный момент, в 2019-м году, еврейская община насчитывает около 300 человек, в городе действует две синагоги, миква, мацепекарня и хесед. Количество паломником хасидов в год достигает 4 000.
Рис. 13 Действующая новоместная синагога.
Рис. 14 Новая синагога, расположенная в бомбоубежище.
Рис. 15,16, 17 Типичные подольские мацевы(надгробия) на кладбище.
Павел Зельдич