При просмотре архива, оказалось, что совершенно нет у меня там описания жизни во Фрязино.
Решила исправить упущение и написать немного. Конечно, можно было просто добавить без публикации в ЖЖ. Но коль у меня там есть рубрика -"Из ЖЖ", то пусть будет действительно из ЖЖ.
Я получила туда назначение после окончания Университета. Всего с нашего курса туда направили 5 человек.
Небольшое отступление:
***Как-то так получалось у меня в жизни, что при выборе я чаще всего выбирала противоположное тому, что хотела в начале. Поступила на физмат. А думала о журналистике. Пошла в физики, хотя больше склонялась к математике. Поехала во Фрязино. А сначала выбрала Таллин.
Другое дело, что в результате жизнь показала - выбор был правильным. И такое было не единожды.
Наверное, все же, выбор был сделан не мною. ***
Из ЖЖ:
---
СЕКРЕТНОСТЬ
Что-то, вдруг, вспомнила историю моих младых времен, когда я , молодой специалист, прибыла по распределению на свою первую работу в подмосковное Фрязино (тогда еще не город) . Все было засекречено. Узнать, как найти необходимое НИИ, мы (я и подруга, распределенная туда же) должны были только по прибытии в это самое Фрязино либо в райкоме партии, либо в военкомате. Конечно, идти туда нам не хотелось. И мы решили рискнуть и попробовать найти НИИ самостоятельно. Вышли из электрички и с замиранием сердца спросили у первой встречной, не знает ли она, где нужное нам НИИ?
В ответ получили подробное описание дороги, фамилию директора, место его жительства и полную характеристику вплоть до родословной его жены. Вот так.
НОМЕНКЛАТУРА
Вспоминается также номенклатурная история тех же времен. Для молодежи поясняю. В те времена, если человек попадал на руководящую должность, он оставался в обойме руководителей (номенклатуре) навсегда. Качество работы не имело значения. Несправившегося просто перекидывали с одной руководящей должности на другую. В НИИ радиотехники, куда я попала после распределения, был опытный завод. Там изготавливались пробные небольшие партии разработанных в НИИ изделий.
Так вот, незадолго до нашего прибытия на место работы, прислали нового директора этого опытного завода. До этого он был директором завода игрушек.
В то время не было полупроводников, все радиоизделия были ламповые. А радиолампы состояли из анода, катода и разнообразных сеток. Без них радиолампы не могли работать.
И вот идет диспетчерское совещание на этом заводе. Его ведет новый директор. Начальники цехов докладывают по очереди о выполнении плана. В одном из цехов план не выполнен. «Почему?» спрашивает директор. «Нет сеток». И тут директор выдает гениальную фразу: «Ну, выпускайте вторым сортом, без сеток». Не знаю, что ему вслух ответил провинившийся начальник цеха, а что про себя - представляю.
---
Я писала диплом по специальности - рентгено-структурный анализ. Моя сокурсница Ляля Жмудь изучала рентгено-спектральный анализ. Это - разные вещи
Но по прибытию в НИИ Фрязино, она первая попала к директору для получения назначения на место работы. И попала в новую лабораторию по рентгено-структурному анализу. Я была следующая. Директор спросил о теме моего диплома и направил меня на опытный завод, где при изготовлении вакуумных ламп могло быть рентгеновское излучение. Таким образом, Ляля заново изучала тему, в то время, как мне пришлось заниматься тем, о чем я тоже не имела понятия.
Опытный завод, где находился наш цех 39.
В нашем цеху кроме громадных ламп, названия которых я забыла, изготавливали и такие лампы.
За три года, что я провела во Фрязино, конечно, многое пришлось изучить. Но это все настолько было не мое, что, когда я переехала в Ленинград, то поменяла специальность и стала работать в НИИ радио-электронной аппаратуры математиком. Это было мне во благо и, в конце концов, привело меня в вычислительную технику.
Просмотрела все фото из Фрязинского архива. Дома, где мы с Луизой и Лялей жили на Школьной 4, уже нет, Есть еще два соседних-2 и 6.
Дом номер 6 постройки 1949 года -такой же, как наш. Только наш был не угловой, а отдельно стоящий и без балконов.
Жили мы на втором этаже втроем в проходной комнате.
В ней помешались только три кровати с тумбочками и стол посредине. Была крошечная кухонька с кирпичной плитой, на которой у нас стояли керосинки.
Интересно, я с трудом нашла фото такой двухфитильной керосинки. Они уже показывают в сети все окультуренные, которые появились значительно позднее.
Мы старались не очень заморачиваться готовкой. Утром - чай с бутербродом, если успевали.
Главное-проскочить проходную института. Времена были суровые. Опоздание влекло за собой суровое наказание, вплоть до суда за саботаж. А на место работы можно было уже идти не торопясь. В конце концов и чай можно было попить уже в цеху в инженерной комнате.
В феврале 2006 я описала случаи счастливого спасения Сони. Это я писала о себе. Цитирую несколько строк:
---
Выбрали секретарем комсомольской организации отдела.
Работала, как могла. Что-то удавалось, что-то нет. Но на собрании получила выговор с занесением в личное дело за развал комсомольской работы (не писала отчеты и опоздала на работу из-за ночного дежурства у книжного магазина за подпиской). Собирались передавать дело в райком и суд (за опоздание). Но тут умер Сталин и дело заглохло. Вот и пятый раз случилось спасение.
---
На первом этаже нашего подъезда жили ребята. И вот однажды они пришли к нам с таким предложением:
Они покупают на троих мотоцикл и будут ездить на нем по очереди в Москву за продуктами.
А мы должны готовить, так же по очереди, обед на всех шестерых. Естественно, финансы собираются в одну кассу. Так должна была получиться большая экономия, т.к. мы все ходили днем обедать в столовую-ресторан и тратили там много денег.
Дом культуры.-------------------------------------------------------------Столовая-ресторан
Мы, естественно, согласились. Так и было долгое время.
Еще одна цитата о спасении:
---
Поехала по распределению в другой город. Жила в общежитии. Работала. ''И вот, пришла пора. Она влюбилась''
Предмет ее внимания никак не заслуживал чистого чувства молоденькой девушки.
Ему никак не удавалось решить, какую из двух приятельниц он выберет себе в спутницы жизни. Поэтому он держал при себе обеих.
Соня видела все его недостатки, но ничего сделать с собой не могла. Помани, и побежит, куда и когда позовет.
И, наконец, решение было принято, и не в пользу Сони. Слез и переживаний было много.
Но на самом деле это было счастье. Как оказалось, (и это можно было предвидеть) жизни ''соперницы'' не позавидуешь.
Так четвертый раз пришло спасение, хотя и не физическое, но не менее важное.
---
Мои переживания были настолько сильны, что потребовали радикального решения.
Как раз в это время мои приятельницы решили поехать в турпоход по маршруту Теберда-Сухуми.
Я присоединилась к их компании, поехала в поход, встретила там Женю и…
Замужество Луизы и свадьба Игоря прервали наши совместные обеды.
Но было очень круто ехать сзади на мотоцикле в Москву к Елисеевскому за мясом или на Маросейку за овощами. Почему-то мы затоваривались именно там.
Но уже в начале декабря 1955 я уехала в Ленинград выходить замуж.
В конце года у нас в НИИ проходила комсомольская конференция. Собирались в клубе. Я сидела за столом и отмечала всех пришедших. Уже было известно о моем замужестве и отъезде.
И тут сработал принцип, описанный в литературе. Почти каждый знакомый парень «объяснялся мне в любви» и сожалел о моем отъезде.
Как бы-то ни было, в январе следующего года я уже жила в Ленинграде.