Дымом улетать с костра Дидоны

Sep 23, 2007 23:57

Прежде чем написать нижеследующее, я упорно задавал гимназистам, коллегам и едва ли не людям на улицах вопрос: "Скажите не задумываясь: как погибла Дидона?". Самые популярные ответы были "Сгорела" или "Закололась в пламени костра". То же находим, например, у Ахматовой в "Сожженной тетради": "Сквозь огонь протянутые руки..." и т. д. (предупреждая ( Read more... )

Leave a comment

Comments 41

homyndrik September 23 2007, 20:03:01 UTC
красиво

Reply


nexoro September 23 2007, 20:12:14 UTC
>Однако сила инерции столь велика, что затрагивает и тех, кто, несомненно, Вергилия читал - к примеру, в издании "Энеиды" в серии БВЛ (1971) гравюра Д. Бисти с Дидоной, только что нанесшей себе рану в языках пламени, помещена прямо напротив соответствующей страницы текста.

+1
И сейчас перед глазами стоит эта картинка.
Кстати, "Энеиду" я так и не дочитал: потерял книгу (оставил в метро на ст. "Невский проспект"). А потом взял дочитывать перевод Брюсова/Соловьева - и не смог... :(

Reply

tacente September 23 2007, 20:31:56 UTC
А где вы его взяли? Я его уже несколько лет ищу.

Reply

tacente September 23 2007, 20:37:53 UTC
Понятно, спасибо.

Reply


grdash September 23 2007, 20:49:21 UTC
Интересно то, что и сам Эней, видимо, верил в первоначальную (а не вергилиевскую) версию гибели Дидоны:
...quae tantum accenderit ignem
causa latet; duri magno sed amore dolores
polluto, notumque furens quid femina possit.
Это "известно" вполне может отсылать именно к предыдущей версии, как вообще всякие "говорят", "рассказывают" и пр.

Reply

zelchenko September 24 2007, 09:29:08 UTC
Там есть еще отдельный сюжет - настойчиво нагнетаемые "огненные" метафоры в описании сперва страсти, а затем ярости героини, цементирующие ассоциацию "Дидона - пламя" (начиная с IV, 2: vulnus alit venis et caeco carpitur igni; оба сравнения вроде бы вполне ходовые, но с учетом последующего они предстают предвестием и меча, и костра вместе). Это потом подхватит и Овидий в "Героидах": там никакого магического костра нет, Дидона высказывает желание заколоться мечом Энея, но - uror ut inducto ceratae sulphure taedae, / ut pia famosis addita tura rogis (25 sq.).
Кроме того, возникает соблазнительная параллель с Лаодамией - где есть и сжигаемое на костре восковое изображение супруга, и самоубийство, причем традиция двоится между мечом и самосожжением (Аполлодор-Гигин; ко времени Вергилия, как кажется, обе версии уже нашли отражение в литературе).

Reply

grdash September 24 2007, 10:08:27 UTC
конечно - мы ведь и ищем обычно следы отвергнутых версий в образном ряде, снах, клеветнических обвинениях, ложных предположениях, обманах и пр., т.е. во всех "модальностях", противопоставленных "нарративному индикативу".

Reply


shenbuv September 24 2007, 07:49:26 UTC
Вполне понятно, почему, - всем известно о пристрастии карфагенян (кстати, почему-то более, чем "коренных" финикийцев) к человеческим жертвоприношениям именно в огне (правда, обычно речь идет о детях).

Reply

zelchenko September 24 2007, 09:31:23 UTC
Спасибо. А у греков к этому, видимо, приплюсовался и мифологически-литературный мотив (Эвадна, Лаодамия etc.).

Reply


про картинку opus_incertum September 24 2007, 19:04:56 UTC
В указателе Пиглера обнаружилось 69 барочных картин на сюжет "Дидона на костре" (Pigler A. Barockthemen. Eine Auswahl von verzeichnissen zur Ikonographie des 17. und 18. Jahrhunderts. Т. II, Budapest, 1956. P. 298-300).

Для сравнения: на сюжет "Прощание Гектора с Андромахой" Пиглер приводит всего 30 картин, а на Гераклита и Демокрита - что-то около 40. А Геракла на костре писали всего 19 раз.

Reply

Re: про картинку zelchenko September 25 2007, 10:21:22 UTC
Ну да, им ведь Вергилий был дороже Гомера (шепотом: страшно признаться, мне - тоже). Страсть как хочется просмотреть эти 69; из той примерно дюжины, что я отыскал, везде - включая Гверчино и Рубенса - все образцово по Вергилию, костер сложен, но не горит. То ли иконографическая традиция шла своим прямым путем, то ли вообще отмеченное мной заблуждение свойственно только соотечественникам (тогда всему виной Ахматова, наверное). Впрочем, у Рейнольдса (http://www.abcgallery.com/R/reynolds/reynolds213.html) от костра, кажется, валит-таки черный дым, но в полутьме, да еще на экранной репродукции, трудно разглядеть - м. б., это зловещая туча.

Reply

Re: про картинку opus_incertum September 25 2007, 19:19:26 UTC
Я могу отсканировать для Вас страницы Пиглера и послать аттачментом. Поскольку он указывает и местонахождение картин тоже, то думаю, что значительную часть из них уже можно найти в Интернете. Хотите?

И с днем рождения Вас!

Reply

Re: про картинку zelchenko September 26 2007, 13:33:05 UTC
Спасибо! Очень хочу, но совестно Вас утруждать ради пустяшного любопытства - тем более что Пиглер, если верно помню, есть то ли в Публичке, то ли в БАН...

Reply


Leave a comment

Up