У Ивана Ефремова в его романе «Лезвие бритвы» прослеживается мысль о том, что жить в обществе и быть свободным от него невозможно: «…ведь я живу в этом обществе, - говорит он, - и ни в каком другом жить мне не придётся». Проецируя эти воззрения на современность, а точнее - на чеченское общество, я задаюсь вопросом: можно ли быть чеченцем без каких-либо обязанностей? Можно ли, к примеру, утверждать, что ты никому ничего не обязан (за исключением религии, отношении к родителям, родным братьям и сёстрам, супруге, детям)? Полностью ли свободен ли чеченец в этом смысле? То есть, имеет он или нет конкретные обязательства перед, скажем, другими людьми - не самыми близкими родственниками, друзьями или просто людьми, которым он в той или иной ситуации может помочь? У меня всегда была твёрдая убеждённость, что никто никому ничего не обязан, которая со временем несколько трансформировалась. Вне всяких сомнений, каждый человек - кузнец собственного счастья, исключительно от него самого зависит то, какой будет его жизнь, и если что-то в ней идёт не так, винить он тоже должен только себя. Эти «позиции» остались незыблемыми. Я также считаю, что каждый человек должен добиваться в жизни всего сам, не надеясь ни на кого, кроме Всевышнего. И жизнь часто показывает верность и справедливость такой установки.
Но есть одно «но». Может ли, или имеет ли право человек, которому Всевышний дал практически всё - материальные блага, здоровье, семейное счастье - оставаться равнодушным и безучастным к судьбе людей, которые по воле Всевышнего оказались в трудной ситуации, которые не наделены те богатствами и возможностями, которые есть у него? Какими мыслями он должен руководствоваться: «Я всего достиг сам, всё, что у меня есть, - это результат моего труда, путь другие тоже также добиваются и достигают, я никому ничего не обязан» или же «Всё, что у меня есть, - это благодать Всевышнего, он дал мне это, и по мере своих возможностей я должен помогать тем, кто в этом нуждается»? Есть и другой угол зрения у этого вопроса. Понятное дело, всем и во всём не поможешь. Но должен или нет (не с юридической, а с моральной точки зрения, вернее, применительно к мусульманским нормам и чеченским адатам) такой человек помогать своим родственникам? Многие скажут: нет. Тогда возникает другой вопрос: насколько этот человек чеченец? Чеченец в подлинном смысле этого слова, насколько он принадлежит к нации, славящейся сильными вековыми семейными устоями? Или: может ли он и дальше утверждать, что он родственник человека, к беде которого он остался равнодушным? На мой взгляд, одно из двух: либо он должен оставить притворство и официально отказаться от родства с этими людьми, либо признать, что «чеченец» - лишь пустое слово, а внутри он не имеет ничего общего с этой нацией.
Само собой разумеется, моя позиция по данному вопросу не имеет ничего общего с поощрением такого негативного и асоциального явления, как иждивенчество или «вечную надежду на то, что кто-то поможет» и т.д. Повторюсь: каждый человек - кузнец собственного счастья. Но. Смогли бы вы и дальше признавать родство людей, которые, имея абсолютно все возможности помочь, молчаливо и безучастно наблюдали за вашей бедой? Я бы не смог. И думаю, здесь можно было бы обойтись и без эмоций, если бы речь шла о чужих людях. Но если они безучастны, значит, они уже чужие по определению, и они достойны того, чтобы стать чужими во всех смыслах этого слова.