Как вы считаете...

Feb 12, 2014 02:00



У Ивана Ефремова в его романе «Лезвие бритвы» прослеживается мысль о том, что жить в обществе и быть свободным от него невозможно: «…ведь я живу в этом обществе, - говорит он, - и ни в каком другом жить мне не придётся». Проецируя эти воззрения на современность, а точнее - на чеченское общество, я задаюсь вопросом: можно ли быть чеченцем без каких-либо обязанностей? Можно ли, к примеру, утверждать, что ты никому ничего не обязан (за исключением религии, отношении к родителям, родным братьям и сёстрам, супруге, детям)? Полностью ли свободен ли чеченец в этом смысле? То есть, имеет он или нет конкретные обязательства перед, скажем, другими людьми - не самыми близкими родственниками, друзьями или просто людьми, которым он в той или иной ситуации может помочь? У меня всегда была твёрдая убеждённость, что никто никому ничего не обязан, которая со временем несколько трансформировалась. Вне всяких сомнений, каждый человек - кузнец собственного счастья, исключительно от него самого зависит то, какой будет его жизнь, и если что-то в ней идёт не так, винить он тоже должен только себя. Эти «позиции» остались незыблемыми. Я также считаю, что каждый человек должен добиваться в жизни всего сам, не надеясь ни на кого, кроме Всевышнего. И жизнь часто показывает верность и справедливость такой установки.
Но есть одно «но». Может ли, или имеет ли право человек, которому Всевышний дал практически всё - материальные блага, здоровье, семейное счастье - оставаться равнодушным и безучастным к судьбе людей, которые по воле Всевышнего оказались в трудной ситуации, которые не наделены те богатствами и возможностями, которые есть у него? Какими мыслями он должен руководствоваться: «Я всего достиг сам, всё, что у меня есть, - это результат моего труда, путь другие тоже также добиваются и достигают, я никому ничего не обязан» или же «Всё, что у меня есть, - это благодать Всевышнего, он дал мне это, и по мере своих возможностей я должен помогать тем, кто в этом нуждается»? Есть и другой угол зрения у этого вопроса. Понятное дело, всем и во всём не поможешь. Но должен или нет (не с юридической, а с моральной точки зрения, вернее, применительно к мусульманским нормам и чеченским адатам) такой человек помогать своим родственникам? Многие скажут: нет. Тогда возникает другой вопрос: насколько этот человек чеченец? Чеченец в подлинном смысле этого слова, насколько он принадлежит к нации, славящейся сильными вековыми семейными устоями? Или: может ли он и дальше утверждать, что он родственник человека, к беде которого он остался равнодушным? На мой взгляд, одно из двух: либо он должен оставить притворство и официально отказаться от родства с этими людьми, либо признать, что «чеченец» - лишь пустое слово, а внутри он не имеет ничего общего с этой нацией.
Само собой разумеется, моя позиция по данному вопросу не имеет ничего общего с поощрением такого негативного и асоциального явления, как иждивенчество или «вечную надежду на то, что кто-то поможет» и т.д. Повторюсь: каждый человек - кузнец собственного счастья. Но. Смогли бы вы и дальше признавать родство людей, которые, имея абсолютно все возможности помочь, молчаливо и безучастно наблюдали за вашей бедой? Я бы не смог. И думаю, здесь можно было бы обойтись и без эмоций, если бы речь шла о чужих людях. Но если они безучастны, значит, они уже чужие по определению, и они достойны того, чтобы стать чужими во всех смыслах этого слова.

yakhikhanov, журналист, Чечня, мнение, лезвиебритвы, права, обычаи, блогер, религия, чеченцы, обязанности, ценности, чеченскийжурналист, традиции, яхиханов, родство, мораль, чеченец, ефремов, ислам, семья

Previous post Next post
Up