СМИ, PR и блоги: грани творчества информационных «китов»

Aug 14, 2012 13:02

В начале этого года принимал участие в работе I Международного медиафорума "Четвертая власть" в г. Страсбурге (Франция), который был организован Междунарожным конгрессом "Золотое сечение". Там, в рамках форума выступил с несколькими докладами. Один из них, посвященный теме взаимовлияния СМИ, PR и ЖЖ, представляю вашему вниманию:



"СМИ, PR и блоги: грани творчества информационных «китов»

1. Журналистика - объект или субъект PR-а?
(о взаимовлиянии двух важнейших направлений в медиасообществе)

Нередко, в своей профессиональной деятельности работник, вовлеченный в медиасреду, вынужден бывает переквалифицироваться и подстраиваться под требования и запросы нового ремесла. Очень часто с такой ситуацией сталкиваются и наши коллеги - бывшие журналисты, перешедшие на работу в PR-агентство или пресс-службу. И тут перед ними возникает вопрос - как сохранить себя как журналиста и преуспеть в новой профессии?


По большей части, здесь журналисты сталкиваются с проблемой, когда сухие отчеты (а иначе пресс-релизы назвать трудно) не оставляют места творчество и «журналистскому полету». Есть ли все-таки действенный механизм сохранения за собой журналистского начала? Убежден, что да, и более того - он очень часто используется нашими коллегами. В этом меня убедил личный опыт, которым хотелось бы поделиться с коллегами.

Когда меня, активно пишущего журналиста рейтинговой молодежной газеты, пригласили в пресс-службу законодательного собрания, многие коллеги начали прогнозировать, что имя мое будет забыто, как буду забыт и я как журналист. Загоревшись твердой целью не допустить этого, я начал думать о том, что мне сделать для того, чтобы пророчества недоброжелателей и завистников не сбылись. Поэтому я поставил для себя следующую первоочередную задачу - преуспеть и в области PR-а и одновременно продолжать публиковаться в газетах, не давая застояться  творческому процессу. Таким образом, переделывая информационные релизы под газетные материалы и одновременно занимая призовые места в конкурсах пресс-служб, я остался пишущим журналистом и стал неплохим, по оценкам коллег, PR-менеджером.

По сути, на практике удалась сделать так, чтобы PR был первичен, а журналистика - вторична, иначе говоря, стала не объектом, а уже субъектом PR-а.

Необходимо отметить, что подобный механизм выстраивания работы позволил отвести угрозу «самопотери» в журналистике и выйти на качественно новый уровень профессионализма.
  1. ЖЖанр XXI века

(о роли и месте блогов в современном информационном пространстве)

Современное медиапространство планеты трудно представить без одной из основных ее составных частей - блогосферы. А ведь еще несколько лет назад мало кто вообще имел представления о том, что такое блог. В их числе - и автор этих слов, ни в коем случае не претендующий на звание эксперта в этой области.

Что же такое «живой журнал» и почему те, кто его ведут, стали сегодня настолько популярны и в не меньшей мере - влиятельны? Здесь, конечно, нужно отметить несколько аспектов. Во-первых, если для того, чтобы стать журналистом, необходимо иметь если не образование, то, по крайней мере, пройти определенное количество соответствующих «кругов ада», то для ведения блогов достаточно иметь лишь компьютер (сегодня хватает даже мобильного телефона), выход в Интернет и немного свободного времени. Во-вторых, если деятельность СМИ строго регламентируется и контролируется законодательством, то в отношении блогов оно пока что носит витиеватый характер и не подчинено какому-то определенному порядку. В-третьих, опять-таки, журналистика - это творчество, подчиненное  конкретным правилам, этике и традициям, а блоги - сфера, где главенствуют не столько сложившиеся нормы, сколько новаторство, иногда граничащие с  безрассудством. В-четвертых, блоги ассоциируются в современном обществе со свободомыслием, а деятельность традиционной журналистики все же видится как элемент государственной политики, чем она и проигрывает блогам. И, наконец, в-пятых, блогосфера - это целостный форум, своеобразный международный дискуссионный клуб, участником которого может стать любой желающий. Более того, каждый может повернуть вектор этой дискуссии так, как ему заблагорассудится. А традиционная журналистика возможности открытых комментариев используют еще очень слабо, ее продукт - это данность, с которой ты можешь либо согласиться, либо - нет. Своего мнения, по крайней мере, публичного, ты иметь практически не можешь.

Аналогичными «свойствами» обладают и социальные сети, хотя и имеют в некоторой степени другую специфику. ЖЖ в данном случае позиционирует себя как более серьезная платформа, или, скажем, как место встреч и мнений интеллектуалов, в том числе и перекрестных.
  1. Универсальный «солдат»: плюсы и минусы

(о том, что значит быть одновременно и журналистом,

и блоггером, и пиарщиком)

Возвращаясь к вопросу личного опыта, хочу отметить, что профессиональный PR редко оставляет места для качественной журналистики. И хотя ты продолжаешь публиковаться, все равно, результат твоей деятельности будет сильно отличаться о того, что делают те, для которых журналистика - первостепенна и является основным местом работы. Конечно, в этом случае ЖЖ - некая отдушина, не много требующая (в плане профессионализма), но полностью утоляющая жажду творчества.

Давайте попытаемся дать ответ на вопрос, в чем же преимущества и универсального «медийщика» и в чем могут проявляться недостатки. Говоря о «плюсах», в первую очередь, конечно, уместно вспомнить о своего рода «трехмерном пространстве», создающемся, когда человек работает и журналистом, и пиарщиком, и при этом является блоггером.

Рассмотрим это в конкретном примере. Допустим, некий PR-специалист подготовил релиз о мероприятии, которое провела его компания. На основании этого информационного сообщения, он может написать хороший (зависит от степени профессионализма работника) журналистский материал и одновременно подготовить пост в своем ЖЖ. Далее, все три ссылки он может легко выдать в соцсетях, в которых он представлен.

Эффективность при этом, конечно, слагается не только от количества форматов подготовленного информационного продукта, но и от того, кто этот продукт распространяет (сколько у него виртуальных друзей, каков рейтинг, читаемость и читабельность его записей),  а также - где его распространяют.

Если говорить о минусах, то следует, конечно, в первую очередь, отметить, что когда стараешься преуспеть сразу в трех направлениях, конечно, страдает, как я уже говорил, качество работы, что само по себе немаловажно. Второй момент - время. Не у каждого, скажем, работника той или иной пресс-службы будет время писать материалы в прессу и вести одновременно персональный (или служебный) блог. Опять-таки, ключевую роль здесь играет человеческий фактор, то есть от потенциала и возможностей конкретного человека будет зависеть и конечный результат его работы.

В целом же, можно с уверенностью утверждать, что преимуществ «универсальности», конечно, больше, чем недостатков, и связано это с тем, что в трехмерном и более пространствах медиаработник значительно увеличивает свою аудиторию, становится более доступным для разных слоев общества.

Зелимхан ЯХИХАНОВ,

руководитель пресс-службы
Парламента Чеченской Республики,
журналист, блоггер

блоги, журналистика, социальные сети, Страсбург, Зелимхан Яхиханов, pr, Франция, ЖЖ, СМИ, медиафорум

Previous post Next post
Up