Изучая ассортимент складных лодок французской фирмы Nautiraid наткнулся на вот такую лодку
GRAND RAID II 540 The biggest, most spacious Nautiraid, it features a maximum load of 350kg. This expedition boat can hold paddlers of larger sizes than the 500 (up to 2m). It shares its hull with the Nautiraid military kayak, the SB Commando Mark VI, reserved for the army and special forces. Its large carrying capacity makes this the preferred kayak for long distance, unsupported expeditions. For family outings, it has space to hold a child seat (optional extra). The Grand Raid 540 is only available in a wooden frame, which is easier to repair during expeditions.
Options available:
rudder
stowage strips
single- or two-seater spray deck
sailing rig
motor mount
Для тех кто не в теме текст гласит, что мол сие самая крупная лодка для больших мальчиков. Удобна для больших походов, для семьи и является демилитаризированной версией каяка SB Commando Mark VI, который стоит на вооружении многих стран.
Есть отдельный сайт на котором предлагается как раз военная версия
www.nautiraid-military.com Вот видеопрезентация более старой версии лодки
Click to view
Как утверждает производитель все эти лодки ведут свое начало от участвовавших в реальной боевой операции лодок.
Cockle Mark II. Это было складное двухместное каноэ из специальной прорезиненной ткани длиной 4,6 м и шириной 0,6 м с пятью герметичными отсеками и грузоподъемностью до 300 кг. Каноэ легко проходило в торпедный аппарат подводной лодки и на воде оставалось не заметным для радаров.
Лодки применялись во второй мировой войне англичанами в операции Франктон. Согласно историческим данным несколько экипажей таких каяков были высажены ночью с подводной лодке недалеко от берегов франции. Они своим ходом дошли до вражеского берега. Три лодки успешно пробрались в порт и произвели подрыв нескольких транспортных кораблей.
Ниже я конечно приложу описание этого подвига, чтобы не искать его по всему интернету.
Так же сразу скажу что есть экранизация
The Cockleshell Heroes (1955) и даже памятник в честь этого события
Самое смешное что гугл принес мне еще одну смешную новость про эти боевые лодки.
А именно ссылку на госзакупку для ВЧ 55056
http://www.sberbank-ast.ru/purchaseview.aspx?id=1271104 В документах к закупке действительно значится каяк
2 240 000,00 (руб.)за единицу в количестве 4 шт
Примечание1
Байдарка двухместная типа каяк
SB COMMANDO MK VI (или эквивалент)
Каркас изготовлен из фанеры ясеня и березы, покрыт четырьмя слоями лака. Оболочка изготовлена из полиэфирной ткани покрытой черным материалом Хайпалон (хлорсульфированный полиэтиленовый каучук) по бокам и снизу. Верхняя часть выполнена из черного, не отражающего материала.
Размеры каяка, в сборе:
- длина - не более 5,40 м;
- максимальная ширина («стабилизатор» в надутом состоянии) - не более 0,90 м;
- ширина - не более 0,74 м;
- вес - не более 40 кг;
- грузоподъемность не менее 350 кг;
- вес при транспортировке каркас - не более 20 кг, оболочка и аксессуары - не более 17 кг;
Комплектация:
- опалубка с двумя фартуками;
- причальный конец;
- приспособление для транспортировки;
- стойка для компаса;
- руль;
- три пары весел;
- две сумки для транспортировки и хранения
ну и как ожидалось, закупка успешно состоялась
вот протокол
http://www.sberbank-ast.ru/ViewDocument.aspx?id=111362442 http://www.sberbank-ast.ru/ViewDocument.aspx?id=113794770 Место получения лодок указано как Ставрополь. Но ВЧ, указанная в закупке, во всех "сми" называется как "Управление материально-технического обеспечения ФСБ"
https://bmpd.livejournal.com/1896220.html Стоит порадоваться за наше ФСБ, если у них на вооружении стоят такие именитые каяки с родословной.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А теперь копипаста себе для истории
Пару лет назад как раз отмечали 75 летие этой операции и каякеры повторили поход своих дедов
https://www.facebook.com/cockleshell75/ Декабрь 1942 года. Экономика всей оккупированной Европы работает на гитлеровскую Германию. Все промышленные и сырьевые ресурсы идут на обеспечение немецкой военной машины. Одним из критериев подвижности вермахта является производство автомобильных покрышек, для которого необходим натуральный каучук, делающий их более крепкими и надежными. Его главным поставщиком была союзная Япония, поставлявшая каучук до июня 1941 года транзитом через территорию СССР. Теперь этим занимались специальные германские и итальянские суда - блокадопрорыватели.
Только в 1942 году они доставили из Юго-Восточной Азии в порт Бордо на Атлантическом побережье Франции 25 тыс. тонн натурального каучука, а также значительное количество хинина, йода, олова и вольфрама. Британский министр экономической войны лорд Р. Селборн доложил премьер-министру У. Черчиллю о необходимости перекрыть этот поток.
Разработку операции поручили адмиралу лорду Л. Маунтбеттену, руководителю штаба комбинированных операций. Так как воздушная бомбардировка привела бы к гибели гражданского населения, а высадка морского десанта была невозможна из-за удаления порта на 100 км от устья реки Жиронда, выбор адмирала пал на патрульно-боновый отряд Королевской морской пехоты под командованием майора Г. Хаслера, по прозвищу «Блонди».
Операция по проведению рейда против вражеских блокадопрорывателей в гавани порта Бордо получила название «Франктон»…
На байдарке в тыл врага…
В Англии одним из первых предложил использовать байдарку (или каяк) в разведывательно-диверсионных целях известный еще до войны спортсмен и охотник, лейтенант Р. Куртни, по кличке «Джамбо». В 8-м учебном центре коммандос в Шотландии он предлагал создать специальную бригаду, действующую на лодках марки «Фоллбот» для разведки, патрулирования и диверсий. Адмиралтейство дало «добро» на формирование в конце 1940 года небольшого отряда из 12 человек. Отряд получил название Специальная лодочная служба Службы (S. B.S.) и впоследствии стал одной из наиболее профессиональных частей спецназа.
Изначально этот малочисленный отряд предназначался для небольших по масштабам операций на французском побережье Ла-Манша, но уже в феврале 1941 года он вошел в состав соединения «Лэйфорс», переброшенного в Египет.
Непосредственно же идею прорыва на байдарках в гавань вражеского порта и подрыва судов противника мощными взрывными зарядами выдвинул весной 1941 года известный яхтсмен, ветеран норвежской кампании, майор Королевской морской пехоты уже упоминавшийся Г. Хаслер. Но Адмиралтейство встретило в штыки идеи 27-летнего майора, ссылаясь на уже созданную Специальную лодочную службу.
Только после того как итальянские боевые пловцы проникли в бухту Александрии и серьезно повредили линкоры «Квин Элизабет» и «Вэллиант», Черчилль отдал распоряжение создавать подобные подразделения в британской армии.
Майор Хаслер был направлен в штаб комбинированных операций под руководством адмирала лорда Маунтбеттена. Так как к этому моменту британские управляемые человеко- торпеды типа «Черриот» находились еще в стадии разработки, Хаслер сосредоточился на идее использовании взрывных катеров на подобие тех, которыми итальянцы атаковали англичан в бухте Суда в мае 1941 года.
По плану Хаслера катера должна была сопровождать группа диверсантов на байдарках, которая помогла бы им преодолеть боновые заграждения, а затем подобрала бы экипажи катеров из воды. Лорд Маунтбеттен поддержал майора, но чтобы успокоить Адмиралтейство и получить необходимые ассигнования, прибегнул к обману - официально новый отряд должен был заниматься противодиверсионным патрулированием бонового заграждения гавани Портсмутского порта.
27 июня 1942 года было объявлено о создании патрульно-бонового отряда Королевской морской пехоты» (Royal Marines Boom Patrol Detachment). База отряда была размещена на острове Саутси в Лампсфорте. Хаслер и его заместитель капитан Дж. Стюарт сразу же приступили к набору добровольцев: офицеров на курсах морской пехоты в Гаспорте, а матросов во вспомогательном батальоне в Портсмуте. Всего в отряд вошло 34 человека, которые составили две секции из шести звеньев по два человека и легководолазную группу.
Началась интенсивная подготовка, в ходе которой отрабатывалось управление байдаркой во всевозможных погодных условиях, маскировка и ориентирование, изучение района действий, горные восхождения, марш-броски, маскировка, французский язык и минное дело.
Хаслер решил отказаться от использования лодок фирмы «Фоллбот». Вместе с инженером Фредом Готли он сконструировал и испытал новую боевую лодку «Кокл-Марк II» (Cockle Mark II). Это было складное двухместное каноэ из специальной прорезиненной ткани длиной 4,6 м и шириной 0,6 м с пятью герметичными отсеками и грузоподъемностью до 300 кг.
Каноэ легко проходило в торпедный аппарат подводной лодки и на воде оставалось не заметным для радаров. Майор лично разработал и испытал образцы обмундирования для своих людей: непромокаемые куртки из импрегнированной ткани и высокие, доходящие до бедер резиновые гетры, заправлявшиеся в легкие ботинки на каучуковой подошве, обеспечивавшей бесшумное передвижение. На голове морские пехотинцы носили темно-синие вязаные шапки, на руках были две пары перчаток.
Офицеры и рядовые одевались одинаково: на правом рукаве куртки нашивались знаки различия, на левом - нашивка «ROYAL MARINE» и эмблема Штаба комбинированных операций. Все это дополняло теплое вязаное обмундирование, белье цвета хаки, теплые свитеры с высоким воротником и шарфы.
Планирование и подготовка операции
Катастрофа рейда на Дьепп в августе 1942 года очень сильно пошатнула позиции штаба комбинированных операций во главе с Маунтбеттеном. Теперь приоритет отдавался мелкомасштабным операциям с минимальными потерями, именно таким, за которые и ратовал Хаслер.
21 сентября 1942 года он представил свой план адмиралу. В первом варианте предусматривалась доставка трех двухместных байдарок на подводной лодке к устью реки Жиронды в 97 км ниже по течению от порта Бордо, затем предполагалось, передвигаясь только по ночам, днем отдыхая, спрятавшись на берегу, за три ночи достичь гавани порта.
По замыслу Хаслера это позволило бы преодолеть зону патрулирования 32 немецких кораблей охранения. Внутри же самой гавани планировалось потопить от 6 до 12 судов, с тем чтобы максимально заблокировать порт. После выполнения операции диверсанты должны были пробираться на территорию нейтральной Испании, а оттуда через Гибралтар эвакуироваться в Англию.
Приказ на проведение рейда адмирал Маунбеттен подписал 13 октября 1942 года, правда, увеличив количество байдарок с трех до шести, желая нанести максимальный урон противнику в гавани. Кроме того он запретил Хаслеру участвовать в акции, аргументируя это тем, что его опыт необходим в Англии для подготовки пополнения. Но майор сумел убедить адмирала в том, что только его личное участие может гарантировать успех.
Подготовка к рейду началась 20 октября 1942 года. Было сформировано два отряда. В первом отряде были: байдарка «Сом» - майор Хаслер и матрос Б. Спаркс, байдарка «Лангуст» - капрал А. Лэйвер и матрос В. Миллс, байдарка «Угорь» - капрал Ч. Шерд и матрос Д. Моффатт.
Во второй отряд вошли: лейтенант Д. Маккиннон и матрос Д. Конвей на байдарке «Каракатица», сержант Ч. Уоллес и матрос П. Иварт на байдарке «Сайда», матрос В. Эллери и матрос Э. Фишер на байдарке «Кашалот». Запасным, тринадцатым членом экипажа был матрос Н. Колли.
Личный состав приступил к тренировкам, которые включали в себя подготовку байдарок, спуск на воду с борта подводной лодки (устройство для спуска разработал лично Хаслер), скрытное передвижение по берегу. Использованию магнитных мин бойцы учились в специально построенном бассейне. На погруженной в воду железной плите, имитирующей днище корабля либо на подобной плите, которую в открытом море тащил на буксире корабль. После этого тренинга морские пехотинцы провели учебно-боевую атаку силами 10 диверсантов на пяти каяках на один из участков акватории Портсмутского порта.
Каждая байдарка должна была нести на себе восемь магнитных мин, ключ для активации мины три комплекта весел, компас, глубинометр, ремонтный мешок, фонарик, камуфляжные сети, одонепроницаемые часы, лески, две ручные гранаты, продовольствие и воду из расчета на шесть дней. Каждый морпех получал пистолет-пулемет STEN Mkl, 11,43-мм автоматический пистолет Colt M1911 A1 и нож коммандос Fairbairne & Sykes.
Операция «Франктон»
30 ноября 1942 года с военно-морской базы Холи-Лох в Шотландии отправилась в плавание субмарина лодка «Тунец» с бортовым номером 94. Она должна была доставить 6 декабря 1942 года к устью реки Жиронды шесть байдарок и тринадцать морских пехотинцев. Но из-за плохой погоды на маршруте и необходимости обходить минное поле, только в 17. 30 вечера 7 декабря 1942 года началась выгрузка байдарок с палубы подлодки, которая всплыла в 16 км от устья.
При спуске на воду была повреждена байдарка «Кашалот» и ее экипаж вместе с запасным матросом Колли остались на подводной лодке.
Из-за этого к 20.00 часам в Бискайский залив было спущено только пять лодок, которым предстояло преодолеть 10 миль до мыса Де-Граве в устье реки. Для этого экипажам было необходимо непрерывно грести, отдыхая по пять минут через каждый час. Вскоре морские пехотинцы попали в район, где океанские волны встречались с волнами прилива из устья Жиронды, которые усиливались встречным направлением ветра. В этой кипящей мгле исчезла «Сайда» вместе с Уоллесом и Ивартом.
Через некоторое время уже в районе маяка Пуант-де-Граве смельчаков настигла вторая волна прилива. Полутораметровые волны швыряли байдарки из стороны в сторону и перевернули «Угорь». Его экипаж зацепился за две другие байдарки, но когда диверсанты миновали маяк, их начало тащить течением в сторону портового мола Ле-Вердон, и тогда майор Хеслер приказал капралу Шерду и матросу Моффатту самостоятельно плыть к берегу.
Уже в устье реки морские пехотинцы наткнулись на якорную стоянку немецких миноносцев, непрерывно освещавших водную поверхность прожекторами. «Сом», «Каракатица» и «Лангуст» поодиночке проплыли мимо кораблей, стараясь двигаться, как можно тише и максимально пригнувшись. Через некоторое время оказалось, что потерялась «Каракатица» В 6.30 утра 8 декабря, пройдя на веслах 32 км, экипажи «Сома» и «Лангуста» высадились на берег недалеко от деревушки Сан-Вивьен-дю-Медок. Морпехи втащили лодки на берег и замаскировали их маскировочными сетями. Майор Хаслер первым стоял на часах.
Начало операции, надо признать, было не слишком удачным. Из шести байдарок боеспособными оставалось только две. Майор еще не знал, что немецкий радар обнаружил всплытие подводной лодки и что теперь немцы непрерывно патрулируют водный район. Не знал он и, что на рассвете у маяка немцы захватили Уоллеса и Иварта и то, что Шерд и Моффатт утонули в холодной воде.
Отдохнув днем 8 декабря, за ночь с помощью прилива, который сам тащил байдарки вверх по течению реки, морпехи преодолели еще 35 км за шесть часов. Хаслер не подозревал, знал, что «Каракатица» проделала такой же путь и прячется где-то рядом. После дневного отдыха 9 декабря за ночь отряд сумел пройти только 24 км, постоянно скрываясь от немецких патрулей.
В эту ночь «Каракатица» пропорола себе днище, и экипажу пришлось затопить ее. Рано утром 10 декабря диверсанты вышли к острову Казо, находящемуся в 12 милях от Бордо, где вновь замаскировали байдарки. За следующую ночь отряд, преодолев оставшиеся 14 км, укрылся на западном берегу Гаронны в высоком тростнике, откуда можно было наблюдать за портом. Весь день 11 декабря, подготовив мины, морпехи отдыхали.
Вечером в 9 часов обе байдарки, прикрываясь ветром и дождем, отправились на выполнение задания, которое надо было выполнить менее чем за два часа - до начала отлива. Хаслер и Спаркс взяли на себя западную часть порта, Лайвер и Миллс - восточную.
Экипаж «Сома» разместил свои восемь мин на крупном прорывателе блокады, только что прибывшим из Японии, сухогрузе, танкере и тральщике. Часовой на палубе тральщика, видимо, что-то услышал, осветил «Сома» фонариком на доли секунды, но ничего не заметил, приняв байдарку за бревно.
Экипаж «Лангуста», не обнаружив у восточных причалов целей, заминировал у южной стенки пятью минами большой транспорт и тремя небольшой лайнер. В 00.45 байдарки, вместе с отливом покинувшие гавань Бордо, встретились у острова Казо, после чего совместно спускались до самого утра по реке. У деревни Блай затопили свои байдарки и, уже окончательно разделившись, пешком отправились к испанской границе.
Побег
Теперь после завершения первой фазы операции для морских пехотинцев начиналась вторая и самая главная операция за спасение их собственных жизней. Уже 10 декабря 1942 года немцы объявили, что отряд английских диверсантов при попытке совершения акта саботажа был уничтожен 8 декабря. Поэтому в Британии считали 10 морских пехотинцев пропавшими без вести до конца февраля1943 года, когда поступила первая информация из Франции.
В штабе комбинированных операций не знали, что с 18 октября 1942 года действовал приказ Гитлера «о коммандос», по которому всех захваченных в плен солдат и офицеров спецподразделений ждал расстрел. Одними из первых жертв стали сержант Уоллес и матрос Иварт, захваченные в плен утром 8 декабря солдатами немецкой ПВО у маяка де Граве. Казнь британских солдат, взятых в плен в обмундировании и со знаками различия, вызвала замешательство даже среди высших военачальников гитлеровской Германии.
Возник короткий конфликт. В конце концов под давлением Берлина пленные были расстреляны взводом военно-морского флота под командованием лейтенанта Прама по приказу командующего войсками на западном побережье Франции адмирала Бахмана.
В это время за англичан вступились вышестоящий начальник Бахмана адмирал Маршалл и его начальник штаба контр-адмирал Майзель, а также некоторые генералы. Дело решило вмешательство самого Гитлера, который приказал немедленно казнить пленных, что и было сделано ночью 11 декабря в лесу к северу от Бордо. А 14 декабря к западу от Бордо в местечке Монтилье-ла-Гард французской жандармерией были задержаны и переданы немцам капрал Лэйвер и матрос Миллс. Через два дня в 46 км к юго-востоку от Бордо в местечке Ла-Реоль также жандармерией были арестованы лейтенант Маккиннон и матрос Конвей.
На этот раз они были захвачены в гражданской одежде, которую беглецам дали французские крестьяне. Четверо морских пехотинцев прошли через длительное следствие в Бордо, где их пытало гестапо. Их расстреляли 23 марта 1943 года, по одной версии в Париже, по другой - в том же лесу к северу от Бордо.
Удача сопутствовала только Хаслеру и его напарнику Спарксу. Они, пользуясь тем, что майор бегло говорил по-французски, выменяли гражданскую одежду у крестьян. Питаясь в дороге сырой репой и картошкой, сумели добраться до городка Рюффек в 160 км северо-восточнее Бордо.
Зайдя в первый попавшийся отель, англичане на свою удачу связались с местным движением Сопротивления, которое укрыло их на одной из ферм. Затем на них вышла организация Мэри Линделл, которая занималась переброской союзных летчиков и подпольщиков в Испанию и Швейцарию и сообщила о них в Лондон 23 февраля.
В течение двух месяцев под видом бретонцев через Лион, Марсель и Пиренеи добирались смельчаки до Гибралтара. Только 2 апреля 1943 года майор Хаслер спустился по трапу самолета на английскую землю, Спаркс прибыл на пароходе позднее.
«Герои утлого суденышка»
В результате ночной атаки 11 декабря сильные повреждения получило четыре судна: «Дрезден» (водоизмещением 8567 т), «Алабама» (5645 т), прерыватель блокады «Портленд» (7132 т) и «Танненфелс» (7840 т). Меньшие повреждения получили еще один танкер и тральщик. Севшие в порту на грунт суда не могли выйти в море в течение нескольких месяцев, что серьезно отразилось на графике поставок стратегических материалов на военные заводы рейха. По одной из версий, на одном из транспортов находился немецкий радар, приготовленный для отправки в Японию…
Черчилль считал, что операция «Франктон» как минимум на шесть месяцев помогла сократить войну. А вот мнение Маунтбеттена: «Из всех храбрых и лихих рейдов, проведенных людьми комбинированных операций, ни один не был таким мужественным и творческим, как операция «Франктон». Операция, безусловно, дала новый импульс французскому Сопротивлению и смогла поднять дух английского населения, уставшего от войны.
Действительно, мужество и героизм британских морских пехотинцев не вызывает сомнений. Майор Хаслер был награжден орденом «За выдающиеся заслуги», а матрос Спаркс - одноименной медалью. Лайвер и Миллс посмертно были отмечены в приказе.
Но блестяще спланированная операция страдала двумя очевидными изъянами. Во-первых, не была предусмотрена метео- и гидрологическая разведка прилива, что сразу нарушило план атаки. Во-вторых, не были продуманы план отхода к испанской границе и контакты с французским Сопротивлением.
Дело в том, что в это время в Бордо уже действовала группа агентов британского Управления специальных операций (УСО) во главе Клодом де Байссаком, которая выполняла аналогичное задание по организации диверсий на судах в порту.
Взаимодействие с этой группой могло бы усилить нанесение ущерба и способствовать эвакуации отряда. Этот эпизод заставил плотнее взаимодействовать английские спецслужбы. Но результаты операции «Франктон» высоко оценили в УСО и решили организовать нечто подобное уже на Дальнем Востоке.
Австралийский отдел организoвал специальную группу Z под командованием лейтенанта Айвана Лайона. 2 сентября 1943 года 14 человек под его командованием на трофейном японском судне «Кофуку» из порта Эксмус отправились в сторону Сингапура для осуществления операции «Джэйвик». Преодолев за три недели около 4000 км в контролируемых японцах морях в ночь на 23 сентября 1943 года три байдарки потопили или сильно повредили в Сингапурской гавани восемь судов общим водоизмещением 40 тыс. т. Без потерь отряд 19 октября вернулся в Австралию, доказав тем самым правильность расчетов майора Хаслера.
Однако через год в сентябре 1944 года, когда группа Z решила повторить свой успех в ходе операции «Риммау», отряд был обнаружен японским катером. В ходе боя многие диверсанты, в том числе Айван Лайон погибли, а остальные были захвачены в плен и позднее казнены…
Хаслер, получив звание подполковника, вернулся к работе в штабе комбинированных операций. Он работал над заброской байдарок в тыл противника на летающих лодках, принимал участие в создании и испытании подводной байдарки «Спящая красавица», создании новых образцов боевых байдарок.
После войны Хаслер нашел себя в парусном спорте. Он изобрел механический автопилот рулевого механизма, который совершил революцию в мире яхт, управляемых в одиночку, стал инициатором трансатлантической регаты Плимут Ньюпорт «OSTAR» на приз журнала «Observer». Его самостоятельно переделанная яхта «Шут» прошла гонку за 48 дней, заняв второе место.
В 1955 году вышел в свет роман Лукаса Филипса «Герои утлого суденышка» (The Cockleshell Heroes), а через некоторое время одноименный фильм киностудии «Варвик» режиссера Хосе Феррера, который был очень популярен в Англии в 50-е годы.
31 марта 2011 в районе маяка Пуант-де- Граве была открыта привезенная из Англии мемориальная плита в память об участниках операции «Франктон» и трех французов, помогавшим им.
Евгений МУЗРУКОВ
http://www.bratishka.ru/archiv/2012/12/2012_12_8.php