Прошёл год работы на заводе. За стиральную машину всё выплатили, а за телевизор осталось платить по кредиту ещё несколько месяцев. Кстати телевизор был марки «Весна» и прослужил нам очень долго. Зарплату по истечении года прибавили. Оклад был уже 130 рублей, соответственно и премия стала чуть больше, она выплачивалась в процентном соотношении к зарплате, т.е на руки было 150-160 рублей в месяц.
Кроме зарплаты и изредка подработкой на курсовых работах, была возможность заниматься рационализацией. Тут похвастать особенно нечем, за полтора года было только два или три внедренных рацпредложения, но и 10 рэ не были лишними.
Наступил сентябрь, пора битвы за урожай. Меня отправили на месяц работать в колхоз почти на самый север пермской области, доехали до села Ильинское, а затем ещё несколько десятков км по дороге среди глухой тайги. Условие оплаты по основному месту работы сохранялось только 75% зарплаты и сколько заработаешь на селе.
Почему-то назначили старшим группы из 35 человек. По дороге часть группы нарушила спортивный режим, а мне нужно было их развести по разным отделениям, которые были на расстоянии 5-12 км друг от друга. Пользуясь навалившейся властью, всех нарушителей сплавил и в свое отделение приехали полностью трезвой группой, у нас даже был или кмс или даже мастер спорта по штанге.
Надо сказать что год был очень урожайным, колхоз выполнил все государственные планы по зерну, которое увезли в закрома Родины. Мы, после этого стали заполнять колхозные закрома, которые тоже полностью заполнили и пришлось зерно ссыпать в проходы между местами хранения. Большей частью работа заключалась в погрузке грузовой машины зерном в мешках весом не менее 50-60 кг. Метров 10-20 мешки несли до машины, грузили в кузов, после того как привозили на место, эти мешки несли уже дальше. Выгружали в 20-30 метрах от машины и иногда поднимали на второй этаж по трапу. Почему так подробно пишу, всё дело в оплате. За погрузку и разгрузку одной тонны зерна - зарплата тебе причиталась в размере 1 рубля. Бригада была в основном из 4-х человек, в машину, а это был обычно ГАЗ-53, входило 4 тонны, вот всей бригадой зарабатывали всего 4 рубля. Изредка перевозили до двух машин за световой день. Кроме работы грузчиком, ещё мололи зерно на мельнице, заготавливали бревна березовые в лесу. Занимались разными перевозками на гужевом транспорте, вот тут то мне и пригодилась детская практика управления лошадью. Тут же научился запрягать и распрягать лошадь.
Нравы деревенские. Кстати описать местонахождения деревни. Глухая, непроходимая тайга, в основном ельник. В лесу было много волков, которые иногда забегали в деревню, в телятник, где несколько телят пострадало, при нас был случай нападения волка и на человека, но слава богу обошлось только сильным испугом, а вот двух телят волки загрызли. Так вот о нравах, прихожу я к конюху в его дом за лошадью, нужно было что-то перевезти. Конюхом была женщина, а она болеет и не встает, говорит её муж. Ну тогда говорю тебе надо выдать нам коня. По дороге спрашиваю, что с женой и он в ответ говорит: - Вчера она весь день ворчала, а я не могу ответить словами, малоразговорчивый, так я её выбросил в окно, видимо ребра сломаны теперь у неё. Надо сказать от окна и до земли у их дома, не менее двух метров было. Были в этой деревне крепкие, видимо непьющие работники, но было много страдающих алкоголизмом.
Немного отвлекся от темы. Работники этого колхоза в месяц зарабатывали от 30 и до 50 рублей. Расценки за работу были небольшими. Я же получил после вычета рублей 15-20 за питание оставшиеся 57 рублей, т.е в сумме за 3/4 месяца, было в два раза больше, чем у работников колхоза. Молодой был и видимо здоровье было. С этой зарплаты купил сыну почти настоящего коня, на котором дети качаются. Кажется он был дорогой. У меня в детстве почти не было игрушек, вот и теперь своих детей хотелось порадовать, я ведь смутно помнил, какие игрушки мне хотелось иметь.
Продолжение следует.