Так уж вышло, что искусство, особенно современное, всегда являлось трудным для понимания многими обывателями. Художник рисует то, что видит, но это вовсе не значит, что зритель увидит тоже самое и не интерпретирует это совершенно в ином ключе. Художник может изобразить цветочки и солнышко, а случайный посетитель увидеть в этом издевку над его собственной тусклой и серой жизнью. Я, конечно, утрирую, но суть ясна.
И если в кино и литературе есть какая-то цензура, которой, все таки, стараются следовать, то искусство изобразительное и современное этой цензуре раньше не особо подвергалось. Чтобы разобраться в том, какое искусство должно проходить цензуру, сначала разберемся в различии между провокацией искусства и экстремизме в нем.
Провокация - это толчок, это призыв действовать и работать над собой, над другими, не важно. Обычно она направлена на все общество в целом, а не на какого-либо его представителя. Провокация не оставляет равнодушных - она пробуждает зависть, злость, уважение, гордость, ненависть. Экстремизм тоже равнодушных не оставляет, обращен он обычно к чему-то конкретному. Но вот пробуждает он либо приязнь, либо неприязнь - выбор небольшой. Экстремизм это та грань, которую нельзя переходить.
Если нарисовать ядерную бомбу, которая уничтожает землю - это провокация. Если нарисовать ядерную бомбу, которая уничтожает Россию - это экстремизм. Таким образом я считаю правильным, что в нашей стране сейчас пытаются контролировать развитие экстремизма не только на экране или страницах книг, но и на картинах. И то, что Минкультуры и МВД требуют проверить современные выставки на наличие экстремизма - это не глупость, а вполне себе правильное решение. Экстремизм в корне разрушает общество и выбивает почву из под ног.