«Нет силы в мире, которая бы заставила евреев
раствориться среди окружающих народов!» Голда Меир
210 лет евреи находились в египетском рабстве. Как считают комментаторы, только три, пусть чисто внешних, признака сохранили еврейский народ от полной ассимиляции и исчезновения: евреи сохранили свои имена, свою национальную одежду и свой язык. И, несмотря на то, что многие поклонялись египетским богам, внешняя еврейская культура сохранила их от полного растворения среди египтян. «И встал новый царь над Мицраимом, который не знал Йосефа.» (Шмот 1:8). Далее в рассказе о порабощении происходят странные вещи: из текста Торы исчезают имена
, и это в главе, которая начинается с перечисления имен сынов Исраэля. Народ из совокупности индивидуальностей постепенно превращается в безликую массу. «И сказал царь Египта повитухам еврейским, одну из которых звали Шифра, а другую - Пуа…». Раши объясняет, что эти женщины были Йохевед - мать Моше, и Мирьям - сестра Моше, а упоминаемые в тексте имена были их прозвищами. «И пошел человек из дома Леви, и взял в жены дочь Леви» Это - о родителях Моше, Амраме и Йохевед. Но имен опять нет. О рождении Моше: «И забеременела женщина, и родила сына; и увидела, что хорош он, и прятала его три месяца». И все это время ребенку не дается имя, пока Батья, дочь фараона, нашедшая его в реке, не называет его. Мирьям, сестра Моше: «И встала сестра его поодаль, чтобы знать, что случится с ним».«И сказала ей дочь фараона: «Иди!» И пошла девушка, и привела мать ребенка». Единственный, кто остается с именем - это Фараон. Под диктатурой фараона нет имен - люди не хотят проявлять свою индивидуальность, потому что боятся. Страх приводит к всеобщей анонимности. Никто ничего не говорит, ничего не пишет, ничего не думает. Есть только один человек во всем Египте, имеющий право голоса - сам фараон. Он - и никто более. Все, кто еще помнит свое имя, прячется в подполье от тайной полиции. Евреи, которые находятся в самой нижней части человеческой пирамиды, называемой Египетской Империей - забывают свое имя, духовно ассимилируются с египтянами. Даже Моше, которому было суждено возглавить Исход евреев из Египта, был воспитан принцессой Батьей как египетский принц - и не имел даже внешних еврейских культурных символов. «Человек-египтянин спас нас!» - сказала его будущая жена Ципора. Моше был одет, как египтянин и имя ему было дано приемной матерью. Но - «… вырос Моше. и вышел к братьям своим, и увидел их тяжкие труды». И здесь начинается новая история, в которой герои Торы начинают обретать себя и вспоминать свои имена.
По материалам сайта:
http://keroor.ru/ru/pavword/weekchap http://chassidus.ru/